Таких случаев согласно закону несколько. Однако, сегодня я бы хотел остановится на самом неочевидном: когда покупатель приобрел новый автомобиль, а у него почти сразу появились недостатки. Можно ли вернуть такой автомобиль? А если недостаток совсем "копеечный"? Как считаете?
На рассмотрение Верховного суда РФ попало интересное дело: покупатель авто спорил с автосалоном.
11 октября 2016 г. гражданин приобрел у ООО (между прочим официальный дилер известной марки) автомобиль и комплектующие товары.
В связи с обнаружением недостатков в автомобиле, а именно, неисправности амортизатора (стойки), аудиосистемы, парктроника, 26 октября 2016 г. покупатель направил в адрес автосалона претензию с требованием о возврате уплаченных денежных средств за автомобиль, которая осталась без ответа.
Позднее покупатель провел плановые технические осмотры автомобиля, на которых получил рекомендацию произвести замену передних левой и правой стоек стабилизатора.
Согласно экспертному исследованию, заказанному покупателем, было установлено, что в автомобиле присутствует недостаток в виде стука спереди, причиной образования которого явилось нештатное функционирование элементов передней подвески, указанный недостаток носит производственный характер.
Поскольку дилер не спешил удовлетворять требования потребителя, последний обратился в суд, однако дело затянулось и вот почему.
Разрешая спор, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, указав, что с требованиями о возврате денежных средств, уплаченных за автомобиль, истец обратился по истечении установленного законом срока, при этом выявленный недостаток в автомобиле не является существенным.
Когда спор дошел до Верховного суда, вот что он постановил.
Абз. 8 п. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей" (далее - ЗПП) устанавливает, что в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
Из разъяснений, содержащихся в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», следует, что потребитель вправе требовать замены технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, установленных в ст. 4 ЗПП, при условии, что такие требования были предъявлены в течение 15 дней со дня его передачи потребителю.
По смыслу приведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда покупатель технически сложного товара независимо от характера обнаруженных в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы в течение 15 дней со дня его передачи. При этом передача товара потребителю выступает событием, определяющим начало данного срока, а его течение начинается со дня, следующего за днем передачи товара.
Поэтому Верховный суд решил, что покупатель с иском не опоздал, а его требования надо было удовлетворить.
Обратите внимание, речь в споре шла именно о технически сложном товаре, т.е. вся бытовая и не только техника сюда подходит и можно аналогично применять к ней положения, рассмотренные судом в рамках приведенного спора. Главное успеть в срок 15 дней с момента получения товара и чтобы недостаток товара возник по вине производителя или продавца. В таком случае у потребителя есть все шансы защитить свои права и выиграть суд.
Документ: Определение Судебной коллегии Верховного Суда от 20 октября 2020 г. № 32-КГ20-8-К1
Ранее на канале я писал о том, как проверить авто перед покупкой, а также что будет, если отказаться снять тонировку на месте по требованию сотрудника ГИБДД.
Читайте мои другие публикации, ставьте лайки, подписывайтесь на канал, делитесь полезной информацией в социальных сетях.
Посоветоваться и получить квалифицированную юридическую помощь Вы можете написав мне на email IVSLawblog@yandex.ru
#авто #права потребителей #защита прав потребителей #недостатки авто #советы юриста #автоюрист #права водителя #юридические советы #судебная практика #верховный суд