Сегодня мы поговорим о тех проблемах, которые начинающий писатель нередко сам себе создаёт. Думаю, вы знаете, что книга начинается с задумки, затем разрабатывается сюжет и образы героев. Однако ни увлекательность сюжета, ни живость героев не смогут помочь, если автор сам решил загубить свою книгу. Не сознательно, конечно. Но есть несколько ошибок, которые совершают многие начинающие писатели, стараясь сделать своё произведение лучше. А на самом деле их усилия могут поставить крест на успехе книги. Вот о них и поговорим.
Книга по учебнику
Изучение теоретических основ писательского мастерства – это, конечно, полезно, особенно если под рукой книги с советами от мэтров. Однако, прочитав массу литературы по писательству, автор нередко начинает загонять свой текст в своеобразное прокрустово ложе, стараясь привести его в соответствие с рекомендациями С. Кинга или Рэя Брэдбери, Сидни Шелдон или Макса Фрая.
В итоге, стоит только автору расписаться, поймать долгожданное вдохновение, как он спохватывается и начинает безжалостно править то, что не соответствует советам мэтров. А они к тому же частенько противоречат друг другу.
В итоге произведение утрачивает целостность, индивидуальность, лёгкость слога. И даже непрофессиональным взглядом видна его вымученность, а местами и нелогичность, так как автор пытается привести свой текст в соответствии с противоречивыми наставлениями разных писателей. И это в том случае, если произведение всё же дойдёт до читателей, а не останется в незавершённом виде ждать ещё одной правки и подгонки под чьи-нибудь рекомендации.
«Подожди, я ещё не всё сказал»
Нередко начинающие писатели страдают многословием. Они уделяют внимание даже эпизодическим персонажам, рассказывая их историю чуть ли не с детства, описывают каждую деталь одежды и оружия главного героя и каждое его действие. А вдруг читатель что-то не поймёт или поймёт не так? В итоге случается, что описание мотивов и предыстории какого-то незначимого, проходного персонажа занимает несколько страниц. И тогда читатель уж точно перестаёт что-либо понимать, ведь он «потерялся» во всех этих действующих лицах, непонятно как связанных событиях и деталях.
Подробное описание внешности, одежды особенностей оружия не только перегружают текст, они лишают читателя возможности пофантазировать, создать свой образ героя, поучаствовать в творчестве.
Такое многословие связано с двумя причинами. Во-первых, с желанием автора покрасоваться перед читателем и изяществом своего слога, и знанием матчасти, и умением создавать достоверные психологические портреты даже кучера с кухаркой.
Во-вторых, такое многословие связано с желанием начинающего писателя подробно обо всём рассказать, не упустить ни одной детали, описывая действия героя «как в кино», в режиме реального времени. Например, автор сообщает читателям, как его героиня «встала, отодвинув стул, обошла стол, мимоходом поправив старинную, искусно вышитую скатерть с кистями, и подошла к двери. Дёрнула за блестящую ручку, с утра тщательно начищенную дворецким, и перешагнула порог, оказавшись в полутёмном коридоре, освещённом одним тусклым светильником. Несколько шагов по толстой ковровой дорожке — и Эльза уже на лестнице, ведущей в холл…» и так далее. В итоге героиня выходит, наконец-то, на улицу. Ну а как же, не перенеслась же Эльза от стола в сад чудесным образом? Значит, весь её путь надо описать. А надо ли?
Если это одиночное описание, которое должно отражать настроение героини, то это нормально. Но случается, что вся книга написана примерно так же. И автору реально тяжело отказаться от перечисления всех действий персонажа, он не в состоянии понять, как можно всё это пропустить, вот и мучается сам и мучает читателей. А ведь можно было просто написать: «Сегодня был удивительно тёплый весенний день, и Эльза решила прогуляться в саду». Всё. Так ли уж нужно читателю знать, каким путём героиня вышла в сад?
«Мне это интересно»
Один из верных способов загубить свою книгу — это писать то, что интересно исключительно вам. В этом случае, как правило, автор увлекается, разливается соловьём, погружается в самолюбование, строя сложные синтаксические конструкции и развешивая словесные кружева. Начинающий писатель буквально наслаждается своим красивым, вычурным слогом и очень обижается, когда ему говорят: «Выкинь всё это на… помойку».
Долгие описания тяжёлого детства героя, история его семьи, характер дядюшек и тётушек — всё это интересно только автору. Так же как и любование капельками росы на листочках или чеканкой на какой-нибудь раритетной толедской сабле — это тоже редко имеет отношения к сюжету, и является самопрезентацией автора. Но читатель-то ждёт событий, действий, разрешения конфликта. На дворе давно не XIX век, когда и книг было меньше, и читатели неизбалованные информационными потоками.
Конечно, если вы творите исключительно для себя и наслаждаетесь только самим процессом, тогда нет проблем — пишите то, что интересно именно вам. А вот если ваше творчество рассчитано на читателей, то не стоит приписывать им свои интересы. Создание текста и его чтение — это очень разные процессы .
Слишком много умных мыслей
Начинающие писатели, особенно имеющие за плечами солидный жизненный опыт, иногда считают, что нужно не только историю рассказать, но и с читателями этим опытом поделиться. А также сообщить им накопленные за годы нелёгкой жизни мысли, философские концепции и, конечно, дать полезные советы. И книгу свою они, часто, используют, чтобы излить душу и поговорить «за жизнь», ведь друзьям и коллегам такие разглагольствования слушать неинтересно. Увы, читателям, как правило, тоже.
Тем более каких-то великих и новых истин автор, как правило, не изрекает, а его собственная рефлексия, выданная за мысли героя, важна только для него самого. Жестоко? Увы, да.
Нет, просвещать читателя нужно. Но философские теории, нравственные догмы и идеалы автор должен передавать через поступки героев, через их выбор, через разрешение конфликтов, в том числе внутренних. А не с помощью нравоучений и наставлений, которые читателей просто раздражают, так как они не считают, что автор имеет право их поучать.
«И потом он проснулся»
Вот и ещё один способ испортить впечатление о своём произведении. Представьте, что вы читаете книгу об увлекательных приключениях героя, о том, как он завоёвывает сердце красивой девушки, переживает за своих друзей, готовится сразиться с сильным врагом… И вдруг перед вашими глазами появляется фраза: «И тогда я проснулся». Оказывается, что всё это герою просто приснилось — не было ни приключений, ни любви, ни друзей и ни врагов. Обидно? Очень. Читатель чувствует себя обманутым, а обманщик — автор. И разочарование может быть настолько велико, что человек больше не захочет читать книги этого писателя.
Недаром же в современных издательствах не любят произведения, где приключения героя происходят во сне.
Так что постарайтесь избегать подобных ошибок. Конечно, это не гарантирует успеха вашей книги. Он зависит от слишком многих факторов, но уж наступать на известные грабли точно не стоит.
Да, хочу сообщить хорошую новость. Помните, недавно на канале была статья о пользе литературных конкурсов? Так вот, на площадке Литнет стартовало ещё два конкурса, в которых могут поучаствовать начинающие авторы.