Найти тему
Кавказ и геополитика

Абхазия и Южная Осетия: присоединение к России возможно?

В1990-е, когда начался распад СССР, Грузия стала одной из первых республик, вышедших из состава Советского Союза. Южная Осетия и Абхазия, ранее входившие в Грузинскую ССР, не захотели становиться частью новой Грузии.

В 2008 году противостояние вспыхнуло с новой силой – Грузия подвергла обстрелу Цхинвал, одновременно абхазские вооруженные формирования заняли прежде грузинскую часть Абхазии. После окончания боев четыре стороны, включая Россию, подписали план мирного урегулирования, который не был приведен в исполнения, так как Россия вскоре признала суверенитет Южной Осетии и Абхазии. Большинство членов ООН не разделили мнение России и не сочли возможным провести аналогию с прецедентом Косово.

Впоследствии Россия продолжила поддерживать обе страны и финансово, и присутствием своего миротворческого контингента.

Фото Яндекс.Картинки
Фото Яндекс.Картинки

Сегодня будущее Южной Осетии и Абхазии остается достаточно туманным. Когда в результате референдума, проведенного в 2014 году, в состав Российской Федерации вернулся Крым, гипотетически возможным стал казаться сценарий вхождения в ее состав еще двух республик.

Более того, в 2020 году Россия и Абхазия приняли программу «формирования общего социального и экономического пространства» путем «гармонизации законодательства», а договор о союзничестве и интеграции с Южной Осетией был подписан еще в 2015 году.

Но важно учитывать, что после присоединения Крыма Россия подверглась шквалу критики со стороны международного сообщества, а также многочисленным экономическим санкциям, как среагирует остальной мир на очередное расширение границ, нетрудно предположить.

Но если на секунду предположить, что Абхазия и Южная Осетия приняли решение стать субъектами Российской Федерации, как это возможно осуществить с точки зрения норм международного права?

- Право народов на самоопределение – основной из принципов международного права вступает в противоречие другим ключевым принципом – территориальной целостности. Четко прописанного алгоритма здесь просто не существует.

Как показал пример Крыма, референдум не является достаточным основанием для перехода территории из состава одного государства в другое.

Фактически единственным механизмом, который мог бы сработать были бы переговоры между Россией, Грузией, Южной Осетией и Абхазией при посредничестве ООН и ОБСЕ. Если эти гипотетические переговоры увенчаются успехом, Абхазия и Южная Осетия смогут войти в состав РФ без негативной реакции со стороны мирового сообщества.

В результате граница России существенно изменится – протяженность российского побережья черного моря значительно увеличится за счет Абхазии, а присоединение Южной Осетии проведет границу между Россией и Грузией за Кударским перевалом. Все это безусловно существенно усилит геополитические позиции России. При этом сам процесс интеграции новых республик очевидно будет далеко непростым. Скорее всего обе республики станут частью Северокавказского Федерального округа. С одной стороны, они могут внести свой вклад в развитие отраслей, имеющих основной вес в экономике округа, - агропромышленный комплекс, туризм, санаторно-курортная сферу. Также Ингурская ГЭС, находящаяся на границе Грузии и Южной Осетии, усилит электроэнергетическую отрасль. Но не стоит забывать, что на протяжении многих лет Южная Осетия и Абхазия регулярно получали российские дотации, и процесс перехода на самообеспечение будет постепенным. Нельзя исключать и человеческий фактор, пусть и непризнанные обе республики были самостоятельными в течение почти двадцати лет, теперь же они должны будут встроиться в абсолютно новую для них бюрократическую систему.

Также бесспорно, что подобное присоединение, даже будучи легитимным, вызовет неоднозначную международную оценку, так, например, может возобновиться процесс вхождения Грузии в НАТО.