Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Нидерландский художник XV века Рогир ван дер Вейден оставил после себя множество картин, но ни одно из них невозможно атрибутировать абсолютно точно. Возьмем его знаменитое произведение "Святой Лука, пишущий Мадонну с Младенцем", которое можно увидеть в Эрмитаже. С одной стороны, фактически нет сомнений, что автор этого шедевра - именно Рогир ван дер Вейден. Но, с другой - эта картина существует в четырех экземплярах! Кто делал эти прекрасные копии? Сам Рогир или его ученики? Все же, судя по мастерству живописи - он сам.
Исходным произведнием считается написанный на доске вариант, хранящийся в Бостонском музее. Остальные три являются авторскими копиями, сделанными на уровне мастерства исходника. Они не совсем идентичны, если говорить о фотографической точности. Эрмитажный экземпляр, например, написан на холсте и является самым отличающимся, ибо он укорочен с боков и довольно много - сверху так, что в картину не попали вершины колонн, стена над ними с круглым окном и навес над Девой Марией.
Однако художественной значимости картины это не умаляет.
Но вернемся к самому художнику. Он был известен, имел много заказов и соперничал со своим великим современником Яном ван Эйком. В таланте он мало уступал ему, но в технике живописи, надо признать, не достиг тех высот, каких мог достичь только гений.
Из-за того, что художник не подписывал свои работы, возникают трудности с определением авторства. К тому же его имя на разных языках писали по-разному, отсюда тоже проистекает путаница. Более того - он менял имя, родительское имя было Роже де ла Пастур. Родился Вейден у семье мастера, делавшего ножи, во французской части Бельгии, отсюда и его французское имя. Потом он изменил его на голландский манер, став Рогиром ван дер Вейденом, притом слово "вейден" является буквальным переводом слова "пастур", что означает "пастбище".
Еще одно, что выглядит несколько странно в жизни Рогира, так это то, что он начал учиться живописи довольно поздно - в 27 лет. К такому возрасту художники уже выходили из подмастерьев и начинали самостоятельную карьеру. А он только приступил к обучению.
После смерти отца Роже-Рогир женился на дочке зажиточного сапожника. Среди картин ван дер Вейдена есть портрет некоей дамы в белом чепце, написанный с нежностью и любовью. Специалисты полагают, что это его жена Элизабет. Симпатичная женщина. У четы родилось четверо детей.
Что касается изображений самого художника, то сохранился его портрет, сделанный в ученической манере кем-то из подмастерьев Робера Кампена во время обучения у него Пастура. Также возможный автопортрет можно видеть на гобелене "Правосудие Траяна". И, наконец, искусствоведы считают, что в образе святого Луки, рисующего Мадонну, художник изобразил себя. Только нос слегка изменил, убрав горбинку.
После обучения Рогир ван дер Вейден с семьей переехал в Брюссель, где был вскоре назначен главным художником города. Неплохо, да? Для начинающего-то живописца. Видимо, он был и до того известен как мастер, возможно, скульптуры или ювелирного дела. Но теперь он занялся только живописью, и очень успешно. Потекли заказы. Соответственно, и деньги.
Прожив полную творческой работы жизнь, Рогир ван дер Вейден умер в 64 года.
Пройдя по моей партнерской ссылке на сайт ЛитРес, вы можете там найти книги на самые разные темы, в том числе про художников Северного Возрождения, к которым относится и Рогир ван дер Вейден.
Почитайте еще на моем канале:
Как Дмитрий Шостакович балансировал над пропастью
Отражает ли образ Иосифа Бродского в искусстве его реальную личность?
В блоге мужа:
Стоит ли посетить музей воды в Петербурге: мои впечатления