136-летний "Dr Pepper" появился на один год раньше Колы и на 8 лет раньше Пепси, долгое время продавался лучше своих конкурентов, но в 80-х сдулся и обанкротился. Как появился и куда они исчез из России? Как любой житель США мог получить бесплатную банку и почему на наших полках "Доктор" стоит в 2 раза дороже всех своих соседей?
Появление Dr Pepper
На банке Dr Pepper гордо красуется цифра "1885". Это и есть год, когда был создан и продан первый напиток под этим брендом.
Изобретателем считается аптечный работник Чарльз Олдертон. Молодой фармацевт большую часть своего времени занимался тем, что смешивал лекарства для жителей городка Уэйко (штат Техас), но иногда он любил экспериментировать с созданием газированных напитков. Тогда это было довольно модным занятием.
Чарльзу очень нравился запах фруктового сиропа и он старался создать что-то на его основе. Тщательно записывая в дневник результаты своих попыток, в итоге он пришел к желаемому сочетанию ингредиентов.
Первым попробовавшим смесь из 23 ингредиентов был хозяин аптеки — господин Моррисон. После одобрения владельца, Чарльз начал продажи своего творения прямо с аптечной полки.
Есть мнение, что название "Dr Pepper" предложил именно работодатель Чарльза, но реальное происхождение скрыто за десятком историй, которые описаны в музее компании.
Молниеносный взлет
Клиенты аптеки с радостью приняли новый напиток, а вскоре появились и первые оптовики, которые брали его для своих лавок. Молодой аптекарь не успевал заниматься одновременно производством и продажами газировки. Спрос подтолкнул к решительным действиям.
В 1891 году Чарльз основывает фирму (которая позже станет Dr Pepper Company) и открывает отдельную фабрику по выпуску своей газировки.
В 1910 году Dr Pepper получает первый свой рекламный слоган "Король напитков" и начинает раскручивать образ доктора в монокле с цилиндром, который на многие годы станет его визитной карточкой.
Золотые годы
В 1930-х года обнародовали исследование, о том, что сахар дает очень нужную нашему мозгу энергию и обычному человеку необходимо употреблять его несколько раз в день. Были высчитаны даже конкретные часы — 10:30, 14:40 и 16:30.
Dr Pepper воспользовался этой информацией и внедрил её в свою новую рекламную компанию. Главный слоган звучал примерно так: "Перекуси газировкой в 10, 14 и 16 часов".
Раньше вообще требования к рекламе были не такие жесткие, как сейчас и компании активно этим пользовались. Например, в 1970-х Dr Pepper без лишнего стеснения называл себя: "самым оригинальным безалкогольным напитком во всем мире".
Банкротство и попытки поглощения
В 80-ых рынок газировки превратился в алый океан. Молодые и старые конкуренты стали давить со всех сторон. К сожалению, компания не выдержала и ей пришлось подать на банкротство.
Этим моментом захотела воспользоваться Кока Кола и совершила попытку выкупить Dr Pepper, но американские антимонополисты сделку завернули. В итоге "Доктора" приобрела инвестиционная компания, которая уже владела брендом "Seven Up".
Забавно, что после этого в 1995 году Кола еще раз попробовала выкупить Dr Pepper, но теперь уже у этой самой инвест компании. Чтоб обойти ограничения они даже через суд доказали, что Dr Pepper имеет вкус перца, а не колы. Схема не помогла и сделку завернули во второй раз.
Бесплатная банка каждому
В 2008 году Dr Pepper провел одну из самых известных рекламных компаний в истории. Представитель фирмы заявил, что они подарят по одной бесплатной банке каждому американцу, если группа Guns N' Roses выпустит новый альбом.
Фронтмен группы, Эксл Роуз, тогда ответил, что он "удивлен и очень рад" такой неожиданной поддержке. Собственно, альбом вышел, а Dr Pepper выполнил обещание. Чтоб получить бесплатную банку достаточно было зарегистрироваться на сайте и распечатать купон.
Тяжелая судьба в России
Впервые Dr Pepper завезли к нам в 1996 году, но из-за споров крупных корпораций за право использовать бренд, ему пришлось почти сразу уйти с рынка РФ.
Через несколько лет Кока Кола получает эксклюзивные права на выпуск Dr Pepper, но, к сожалению, он тогда "не взлетел" и производство вновь свернули.
Последняя попытка была в 2016 году. Кола запускает продажи, но они оказываются хуже ожиданий и история повторяется — производство сворачивают вновь. Больше никто в России официально Dr Pepper не разливал.
Сейчас весь продаваемый на полках "Доктор" ввезен из-за границы и из-за этого имеет ценник в 2 раза выше обычных газированных напитков. Это не политика компании и не какое-то элитное позиционирование. Во всем остальном мире он стоит не дороже обычной Колы.
Почему же его кто-то продолжает покупать даже за двойной прайс? Дело в том, что Dr Pepper — это для многих такая банка с ностальгией из 90-х. Возможно, для кого-то это вообще один из первых газированных напитков в жизни.
Честно говоря, он не самый приятный на вкус (какая-то приторная вишнёвая эссенция) и не самый полезный (сделанный из сахара и кукурузного сиропа), как и большинство вкуснях из 90-х, но любят его не за это, а за ассоциации и приятные ностальгические воспоминания, которые вызывает эта смесь из 23 ингредиентов.