Каждому человеку (я не исключение) приятно чувствовать себя востребованным.
С годами всё меньше и меньше тех, кому ты нужен. Меньше тех, с кем ты дружил, работал, гулял, отдыхал. К сожалению, они покинули этот мир.
Минимум один раз в неделю (а нередко два-три) социальный сервис «Утрата» — городская ритуальная служба — напоминает о себе.
Я открываю свой почтовый ящик и вместе с газетами вынимаю рекламный проспект (письмо, листовку, буклет), где красочно рассказывают, что в Москве есть круглосуточная консультация по всем вопросам организации похорон, в том числе с COVID-19.
В этих проспектах (письмах, листовках, буклетах) даются и цены.
Чуть меньше государство готово потратить на похороны пенсионеров, чуть больше — на ветеранов и тружеников тыла.
Вы ещё живой?
Вам много лет?
Повесьте нашу листовку на видном месте в своей квартире. Ибо когда вы уйдёте в мир иной, родственники разволнуются, огорчатся, растеряются и не будут знать, куда обращаться в такой ситуации.
Да, вам неприятно каждый раз читать о похоронных делах. Но что делать…
Понимаю, ничего дурного, ужасного и скверного в этом нет. Жизнь есть жизнь.
Вспоминается анекдот:
— Доктор, я умру?
— А как же!
Но почему-то когда я на лифте поднимаюсь с первого этажа (там у нас почтовые ящики) к себе на седьмой, меня одолевают мысли: кто-то так ждёт моей смерти, кто-то так мечтает меня скорее похоронить, кто-то так заинтересован во мне…
Заинтересован во мне и в том, чтобы я поскорее умер.
И настроение от этого портится. Признаюсь, я хотел бы ещё пожить и кое-что в этой жизни сделать.
Да, должен человек думать о смерти как минимум пять минут в день. Об этом я писал в книге «Гимнастика души», об этом я говорю на своих лекциях. Но тогда человек сам выбирает, когда ему думать о смерти: с утра, днём, перед сном или лучше не сегодня, а завтра.
Владимир Шахиджанян
P.S. В книге «Курить, чтобы бросить!» я пишу, что в том, чтобы люди курили, больше всего заинтересованы ритуальщики. Чем больше мы курим, тем быстрее умрём.