Во время моего обучения на ветеринарного врача не один, а сразу несколько преподавателей говорили нам, студентам, что сочувствия к пациенту мы испытывать не должны и жалость заведёт нас совсем не туда куда надо (куда надо, никто, кстати, особо не уточнял). Про отношение к владельцам пациентов нам вообще ничего не рассказывали. Надо отметить, что ВУЗ, в котором я училась, был с большим уклоном в ветеринарию продуктивных (т.е. сельскохозяйственных) животных. Это, несомненно, наложило свой отпечаток на процесс обучения.
Складывалось чёткое ощущение того, что животное должно обладать бесконечным запасом терпения. А то и полного отсутствия болевых рецепторов и заодно чувства страха. Такой подход меня нисколько не удивлял, потому что из общения с рядом человеческих врачей в качестве пациента у меня сложилось ощущение, что им в ВУЗах преподают ровно то же самое...
Так должен ли ветеринарный врач жалеть пациента? А если должен, то как быстро наступит выгорание и кто пожалеет самого врача? И если сочувствие необходимо, то можно ли научить этому в ВУЗах?
Моё мнение на данный момент такое: если врач утратил сочувствие к пациентам, ему нужно срочно менять работу. Это тревожный сигнал о выгорании.
Я не считаю, что врач должен рыдать над каждым страдающим животным или испытывать душевные муки при эвтаназии. Но если он совсем не думает о том, что пациент способен на чувства и эмоции, хороший результат его работы сомнителен. Да и самому врачу будет невероятно трудно работать с потоком людей и животных, которые из всех чувств вызывают в нём, в основном, раздражение.
С другой стороны, нельзя раскисать и пропускать всё через себя. Как работать педиатрам, детским онкологам, хирургам, да и любым другим специалистам, если каждого пациента они будут принимать близко к сердцу? Так недолго сойти с ума и это тоже скорый и верный путь к выгоранию.
Конечно, на одной эмпатии далеко не уедешь. Обязательно постоянное развитие и обучение, без этого никуда. Важно быть грамотным специалистом, а не просто сочувствующим добрым человеком в форме. Но доктор Хаус существует лишь в кино, а в реальности грубые, бездушные, зачастую просто-напросто выгоревшие врачи, вряд ли будут высококлассными спецами.
Золотой серединой будет разумное равновесие. Я иду к нему до сих пор. Ведь важно сочувствовать и себе самому, уметь делать свою жизнь комфортной, хвалить себя за успехи, прощать себе ошибки. А с этим бывают проблемы.
Я сочувствую своим пациентам, я знаю, что им может быть больно и страшно. Я не жду от них понимания и покорности, принимаю их агрессию как вариант нормы. Я стараюсь сделать все неприятное максимально быстро.
Я понимаю владельцев своих пациентов. Когда они меня раздражают я стараюсь помнить о том, что тоже могу кого-то раздражать и быть чьим то проблемным клиентом. А ещё о том, что они зачастую очень взволнованны и расстроены.
Я тоже устаю и иногда мне даже не хочется идти на работу. Некоторые владельцы пациентов меня бесят и я ничего не могу с этим поделать. Но я стараюсь получать позитив от работы. Стараюсь найти в ней плюсы и пока, к счастью, мне это удаётся.
А вы что думаете? Должен ли врач сочувствовать пациенту?