У вас когда-нибудь возникало чувство, что автор вываливает на вас слишком много информации о своих героях? Или, напротив, что вы почти ничего о них не знаете? В обоих случаях проблема заключается в плохо проработанной экспозиции.
Чтобы избежать ошибок выше, важно разбираться в видах экспозиции и способах ее выражения. Но для начала давайте выясним, что представляет собой экспозиция в литературе и для чего она нужна.
Что такое литературная экспозиция?
Экспозиция — это прием, через который писатель раскрывает детали созданного им мира. К ним относятся характер и прошлое персонажей, их взаимоотношения, история их города, культуры, религии... Ее задача — погрузить читателя в среду, в которой будут разворачиваться основные события произведения.
На схемах развития сюжета экспозицию можно увидеть перед завязкой. Однако она может встречаться на протяжении всего повествования, то и дело подкидывая новые факты о героях и мире, в котором они обитают. Никакого расхождения в терминологии тут нет, просто экспозиции бывают разные.
Какой бывает экспозиция?
Экспозиция бывает трех видов: прямая, запаздывающая и обратная.
- Прямая экспозиция
Прямая экспозиция сообщает нам всю необходимую информацию до завязки основного конфликта. Именно она выступает в роли пролога.
Посмотрим на рассказ Алексея Толстого «Семья вурдалака». Маркиз Д’Юрфе развлекает светское общество историей из своей молодости:
... в тысяча семьсот пятьдесят девятом году я был без памяти влюблен в прекрасную герцогиню де Грамон. Эта страсть, представлявшаяся мне тогда и глубокой и долговечной, не давала мне покоя ни днем, ни ночью, а герцогиня, как это часто нравится хорошеньким женщинам, еще усиливала это терзание своим кокетством. И вот, в минуту крайнего отчаяния, я в конце концов решил просить о дипломатическом поручении к господарю молдавскому, ведшему тогда переговоры с версальским кабинетом о делах, излагать вам которые было бы столь же скучно, сколь и бесполезно, и назначение я получил.
Толстой начинает не со столкновения с сербскими вурдалаками, а с мотива, побуждающего Д’Юрфе покинуть Родину. Мы узнаем, что он:
а) дипломат;
б) знаком с герцогиней де Грамон;
в) влюбчив.
Все эти факторы в дальнейшем повлияют на поступки героя в рассказе.
- Запаздывающая экспозиция
Иногда автор не сразу делится подробностями о выдуманном им сеттинге. В этом случае речь идет о запаздывающей экспозиции. Она уместна в тех случаях, когда вам хочется сохранить интригу или же сведений так много, что выдавать их нужно порционно.
Запаздывающую экспозицию часто применяют в жанре фэнтези для постепенного введения читателя в незнакомую ему мифологию. Этим приемом часто пользуется тандем Алексея Пехова, Елены Бычковой и Натальи Турчаниновой. Взгляните на отрывок из их книги «Летос»:
– Мне жаль, что я вижу Летос в упадке, – задумчиво произнес Тэо, помнивший яркие сказки из своего детства, в которых страну альбатросов описывали как самое прекрасное место на земле.
– Ищи в жизни плюсы, акробат. Глупо жалеть о прошлом. – Лавиани говорила без всяких эмоций. – Теперь Летос никому не нужен, и это даже хорошо. Десяток островов, половина из которых не заселена, четыре крупных города и какое-то количество деревень на берегах фьордов. Даже соседи не желают завоевывать эту дыру.
Чтобы не перегружать читателя всеми фактами сразу, авторы постепенно детализируют мир, часто через диалоги персонажей.
- Обратная экспозиция
Обратная экспозиция проливает свет на происходящее в конце повествования. К ней чаще всего прибегают авторы детективов.
Примером обратной экспозиции может послужить эпилог рассказа Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда». Эркюль Пуаро установил личность убийцы. Мы получаем классический монолог об умозаключениях маэстро, а затем и размышления самого преступника о содеянном:
Бедняга Экройд. Я рад, что пытался дать ему возможность избежать такого конца, – я даже уговаривал его прочесть письмо, пока еще не поздно. Впрочем, нет, буду честен: ведь подсознательно я понимал, что с таким упрямым человеком, как он, это лучший способ заставить его не прочесть письма.
Благодаря обратной экспозиции мы узнаем больше о мотивах одного из главных героев детектива — в итоге оказавшимся и его главным злодеем.
Как выразить экспозицию?
Существует несколько способов органично вставить экспозицию в текст:
- Повествование
Экспозиция через повествование зависит от чьего лица ведется рассказ. Выбор в пользу первого лица позволит лучше выразить эмоции протагониста, а повествование от третьего — стать демиургом, знающим о происходящем больше, чем персонаж. В любом случае, тут нужно помнить о размере текста: экспозиция в несколько абзацев в коротком рассказе не добавит привлекательности вашему творению.
- Диалоги
Хотите объяснить что-то — сделайте это устами персонажей. Чтобы диалоги выглядели естественно, следуйте правилам Джеймса Скотта Белла из книги «Как писать блестящие диалоги в романах и сценариях»: описывайте действие и только потом давайте объяснение. Создайте напряжение в словесном противостоянии героев и не бойтесь делать экспозицию неброской.
- Эмоции и мысли персонажей
Мысли персонажей, их чувства и опыт — прекрасный способ для передачи экспозиции их внутреннего мира и отношения к окружающим. Их воспоминания также помогут объяснить различные события, происходящие вокруг.
- Окружающая действительность
Используйте детали реальности, в которой обитают персонажи. Уделите место в тексте городскому слуху, репортажу или загадочному письму, чтобы лучше описать атмосферу вашего произведения.
Заключение
Если сюжет — это скелет повествования, то экспозиция — его плоть. Хорошо прописанная экспозиция заставит читателя любоваться вашим текстом, а плохая — отпугнет от него. Помните, что экспозиция должна раскрывать прописанный вами мир и делать его живым, осязаемым. Но не бойтесь оставить пару карт в рукаве. Читатели ведь любят загадки.