Всем привет, с вами Мишаня. Спонтанно на днях, почитав всякое-разное, задумался о нашей школе/универе/взрослой жизни. Суммарно, просидев "за партой" 20 лет жизни, ого! думаю, что вполне имею право указать на жуткие прорехи в современном среднем образовании, которые идут корнями ещё (о ужас!) в эпоху самого лучшего в мире образования. ☻когда пломбир был зеленее Да я помню, что уже наезжал как-то на наши школы. Но в той статье я в коей мере замахнулся рассуждать о том, какой сделать школу будущего, о том как использовать информационный мир в учёбе. А здесь же я обращу взор на настоящее и прошлое и постараюсь указать на те недочёты которые залатать нужно было ещё давным-давно. Ну, поехали!..
Как я уже сказал выше, попробую перечислить "баги" школьного образования, которые прут из поколения в поколение и дело даже не в том что школе надобно поспевать за быстроразвивающимся миром, а в том, как информацию подают учащимся. Неправильно поданные знания могут привить даже ненависть к образованию, а это ой как плохо... Я не буду разводить здесь крамолу и попытаюсь максимально корректно указать на недочёты которым 100 лет в субботу и которые многие упускают, привычно не вдаваясь в суть.
Первое что просится на ум - это учебники для младшей и старшей школ. Почему-то авторы учебников, что 50 лет назад, что сейчас железобетонно убеждены (!), что крупный текст, яркие картинки и забавные ремарки нужно СРОЧНО убирать из учебников примерно к 5-6 классу. Потом резко книги становятся почти без картинок, с мелким шрифтом и излагается материал топорно и казённым языком. Типа "Дети ж выросли - надо быть серьёзнее". И это просто жутчайшее заблуждение!.. нет в этом контрасте ничего путного. Сухой и скучный текст одинаково не интересен как ребёнку, так и взрослому. Дружелюбная и наглядная же подача материала и простые, даже шуточные примеры, помогут и взрослому и ребёнку понять лучше что угодно, начиная от лепки куличей и заканчивая системами теплогазоснабжения.
Данная картинка чисто поугорать. Нет, это не бурлеск/пин-ап и не сборник анекдотов. Это страница из инструкции к танку "Тигр". (!) чевооо?! ☻Какому-то "петросянистому" фрицу пришло же в голову сделать такой вот мануал. Тут написано что-то про систему охлаждения, которая сравнивается с... ну вы видите.☻ Видимо расчёт был на молодых танкистов.
Кстати в той брошюре к "Тигру" 300-400 страниц. Такое явно не запомнишь целиком. И отсюда вытекает следующий недостаток: вместо того чтоб заставлять детей зубрить учебники сутки напролёт, нужно работать с детьми больше наглядно и практически. Попробовав что-то своими руками (обычно) ученик/студент понимает суть лучше. Книга/методичка должны быть на 2-х ролях. Туда нужно заглядывать, когда и так знаешь, но что-то подзабыл... и бессмысленно читать "до дыр" если не знаешь даже азы. Вообще подобный подход к обучению весьма ярко характеризует отношение наставника к ученикам. Когда кидают на стол книжицу со словами "На - учи матчасть!", это символизирует пофигизм учителя или даже родителей, которые НЕ хотят помогать с учёбой детям. Типа "Ещё с тобой возиться. Сам учи", такое неприемлемо.
И вообще - вот вам аксиома Мишани: те кто орут про "матчасть", сами не знают матчасти. ☻Это кстати из опыта.
Далее - это бестолковые задания на уроках и такие же домашние задания. Ни раз замечал, что задачи из учебников нарочно сделаны с дурацкими подковырками и порой ничего общего с реальностью не имеют. В основном они похожи на этакие ребусы из начальной школы, где на картинке две запятые, ворона и унитаз и требуется угадать слово.☻ И в старшей школе такие же "ребусы", только прокаченные логарифмами и гипотенузами. Из этой же оперы умножение и деление в столбик - уж точно нигде нафиг не нужно!.. И тут мне скажут, что решание ребусов помогает неординарно мыслить. Блин! Решать ребусы учит лишь... решать ребусы и точка!.. устал повторять, что мышление развивают творческие задания. Так что - долой тупые задачки и дурацкие учебные стенды, только полезные знания!.. иначе будет как говорил А. Камю: "Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует".
Ну и коротенько о ЕГЭ. ДА, эту штуку принято ругать даже на самых высоких уровнях, но у меня отношение спорное. (да, готовьте помидоры☻) С одной стороны - это дурацкие тесты, с кучей официоза, драмы и истерии. Но (!) с другой стороны - как-то неохота сдавать 8-9 экзаменов по билетам, а потом ещё 3 вступительных экзамена в универе, как это было раньше. Было ли это лучше?.. тоже спорно. По мне засилье контрольных, тестов, экзаменов и зачётов в школах и ВУЗах - полная бессмыслица. Знаний особо это не даёт, просто мотает нервы.
Ну и последним, дабы не затягивать статью - классика: учёба по субботам. По какой-то неведомой причине мировая школьная закулиса решила, что чем старше ученик, тем больше его надо нагружать. И в итоге из 2 выходных в неделю перечёркнуты оба, т.к. один выходной учебный, а во 2-й нужно весь день учить уроки, ибо в субботу вечером решил отдохнуть. Что?! Скажете про то что "зато нагрузка распределена равномернее, чем на 5 дней"?.. ответ на это читайте выше - нафиг ненужную нагрузку. Даешь 2 выходных и 1-м, и 11-м классам!
И ещё много-много всего. Кстати (!) как насчёт выборности учителей?.. не справилась Марь Иванна, хамит ученикам - снять её и ищем нового учителя. Чё?! Демократия?!! Почему нет?.. идея занятная.☻ Учитель побоится потерять должность и попортить рейтинг и однако будет стараться и держать планку. Да и ученики явно лучше будут срабатываться с учителем, которого выбрали сами. Что?! Говорите это не заработает?.. наверно, прежде чем отрицать, надо б попробовать.
Ну вот так как-то. Да я позволил себе небольшой кликбейт ☻ ай-яй-яй! в названии про "Самое лучшее образование". Чтоб проанализировать советское образование, всё же нужна отдельная большая статья. А тут - лайтово и галопом по Европам я указал на прорехи в нашем образовании, которые вросли уже в парадигму и не всегда замечаются. И да!.. я в данной статье ни в коем разе не претендую на новаторство. Наоборот, данные поправки можно было внести в школы и 50 лет назад, если не больше. Учёба хоть немного меньше походила бы на каторгу. А теперь к той картинке, что вставил вначале: древняя мудрость гласит: "Ученик/студент - не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно разжечь!". Лучше и не скажешь, но увы - школы считают, что важней всего только "лить воду" в "сосуд" и не более (увы). И да - задумайтесь, возможно вам кажется, что наполняете сосуды, а на самом деле - "водой" тушите факел!.. (во как сказанул!☻)
Вот этим можно и резюмировать мою писанину. Так что, на сегодня всё - до новых встреч!..
Проклятья и оскорбления пишите в комментарии/делитесь/лайкайте... И подписывайтесь сюда ✵