Найти тему
MotoLife

Контрруление: "секретная техника" управления мотоциклом.

Назрело. Накипело, я бы даже сказал! Сегодня расскажу все, что нужно знать о контррулении. Статья давно напрашивалась, и вот - напросилась.

Почему-то слово "контрруление" люди произносят с каким-то придыханием, так, будто говорят о некоем тайном знании, освоить которое могут лишь избранные. И то лишь после того, как проведут ритуал катания восьмидесятилетней девственницы под полной луной у подножия Лысой Горы. Причем, когда начинаешь вдаваться в тему чуть более углублённо, оказывается, что первая половина "экспертов" и не знает толком, что это такое, а вторая - только название слышали и вообще не в курсе, что постоянно этим "тайным знанием" пользуются.

Контрруление работает всегда, вне зависимости от того, знаете вы об этом, или нет. Более того, контрруление - это единственный эффективный способ изменения траектории движения двухколесного ТС.

Да-да. Никакое это не тайное знание. Чтобы #мотоцикл повернул налево, руль нужно повернуть направо. Именно это и обозначает приставка "контр". Собственно, все, на этом можно было бы и заканчивать. Но нет, пожалуй, тему надо раскрыть подробнее.

Изображение из открытого источника "Яндекс.Картинки"
Изображение из открытого источника "Яндекс.Картинки"

Итак, давайте вернемся к самому началу. Распространено мнение, что контрруление является техникой поворота на мотоцикле. Это верно лишь отчасти. Если вдаваться в подробности, становится очевидным, что это лишь способ наклона мотоцикла в сторону внутренней части поворота, поэтому можно сказать, что контрруление является лишь частью техники поворота. В процессе это работает так: #поворот руля вызывает крен мотоцикла, масса смещается внутрь поворота, и только после этого начинается сам поворот.

Вот и все, именно в этом и заключается суть контрруления - мотоцикл наклоняется в сторону, противоположную стороне поворота руля. Собственно, вы и не сможете по-другому повернуть на мотоцикле, физика не даст этого сделать. По крайней мере, в нашей вселенной.

Еще одно заблуждение связано с тем, что контрруление работает только на высоких скоростях. И, да, это заблуждение. На низкой скорости все работает ровно так же с той лишь разницей, что руль нужно поворачивать сильнее и быстрее, в то время, как на высокой скорости достаточно слегка толкнуть грипсу, и траектория движения изменится.

В повороте принцип не меняется. Если нужно наклонить мотоцикл сильнее - руль поворачивается в сторону, противоположную наклону мотоцикла. Если траекторию, наоборот, нужно выпрямить, например, чтобы оттормозиться - руль поворачивается в сторону наклона.

Само по себе это явление поначалу вызывает когнитивный диссонанс. Но понимание физики движения двухколесных ТС позволит вам более вдумчиво подходить к процессу развития навыков управления мотоциклом. Самый простой способ убедиться, что контрруление работает - в процессе движения попробуйте сместить мотоцикл влево-вправо, только не тяните руль, а толкайте. Так легче обратить внимание на то, что толкая правую грипсу (а значит поворачивая руль влево) вы смещаетесь вправо, и наоборот.

Ну и напоследок. В самом начале я сказал, что контрруление - это контрруление - это единственный эффективный способ изменения траектории движения двухколесного ТС. Ожидая, что в комменты прибегут адепты поворота путем смещения корпуса, скажу пару слов на эту тему. Действительно, при езде на мотоцикле в той или иной мере нужно работать корпусом - это помогает контролировать центр тяжести а так же управлять наклоном мотоцикла в повороте. Однако работа корпуса - и свешивание, и контрсвешивание - это лишь вспомогательные приёмы, позволяющие увеличить точность управления байком. Исключительно за счет работы корпуса, без использования контрруления, вы не сможете повернуть мотоцикл, даже из полосы в полосу не перестроитесь.

Вот теперь, пожалуй все. Ровных дорог!