Найти тему
Зарина Асфари об искусстве

Скованы в мерцающем томленьи: о любовном многоугольнике Судейкина, Де Боссе, Стравинского и других

Серебряный век славен не только высокой поэзией и символистской живописью, но и бурными любовными отношениями, в которых порой переплеталось по несколько судеб. Читая об этих романтических перипетиях, порой задаёшься вопросом, когда эти люди успевали писать книги, музыку, картины?

К примеру, театральный художник Сергей Судейкин. В 1907 году по большой любви Судейкин обвенчался с ближайшей подругой Анны Ахматовой, балериной Ольге Глебовой. Брак положил конец нежнейшему роману жениха с литератором Михаилом Кузминым. Кузмин как раз недавно пришёл к успеху и, как пишет литературовед Николай Богомолов, это благотворно сказалось на его амурных связях:

"на смену безвестным купцам и приказчикам-старообрядцам, молодым людям без определённых занятий и весьма низкого образовательного ценза пришли художники самого элитарного московского и петербургского круга".
1. Акварельный портрет Ольги Глебовой работы Судейкина (Собрание Н. Н. Эфрон-Блох). 2. Ольга Глебова-Судейкина с Анной Ахматовой
1. Акварельный портрет Ольги Глебовой работы Судейкина (Собрание Н. Н. Эфрон-Блох). 2. Ольга Глебова-Судейкина с Анной Ахматовой

Сам Кузмин писал в дневнике о том, как они с "милым Судейкиным" предавались любви и ели котлеты, запивая водой с вареньем. Что касается брака, то режиссёр Александр Мгебров писал, что Ольга была неотразима, а

"Судейкин исступленно обожал её, именно обожал, как только может обожать художник женщину, если женщина до конца растворяется в нём и жертвенно отдаёт ему всё, переставая даже быть женщиной и превращаясь в мечту, у которой нет уже ни плоти, ни собственной воли, но лишь одна всё поглощающая воля того, кто ею владеет".
Сергей Судейкин, Михаил Кузмин, Ольга Глебова, Вера де Боссе
Сергей Судейкин, Михаил Кузмин, Ольга Глебова, Вера де Боссе

В 1915 художник расстался с музой. Она в тот же год связала себя с композитором Артуром Лурье, он – с актрисой театра и кино Верой де Боссе. Вера к тому времени была дважды в разводе (второго мужа в 1939 расстреляют по обвинению в шпионаже) и успешно снималась в немых фильмах. Карьеру, впрочем, пришлось оставить ради высоких чувств: в 1916, переехав к возлюбленному, Вера-актриса перевоплотилась в Веру-музу и Веру-художницу.

А что же Кузмин? Кузмин в том же году преподнёс Сергею и Вере пасхальный подарок – "Чужую поэму" (полный текст тут), в которой пишет о том, что он "у ваших ног, изменчивый и верный", а "трое скованы в мерцающем томленьи".

"Моя жизнь – приют комедиантов". Судейкин в костюме арлекина. Кузмин слева, по выражению Ахматовой в образе "Владыки Мрака". Глебова с глубоким декольте. Боссе в зеркале.
"Моя жизнь – приют комедиантов". Судейкин в костюме арлекина. Кузмин слева, по выражению Ахматовой в образе "Владыки Мрака". Глебова с глубоким декольте. Боссе в зеркале.

Переполненный чувствами Судейкин попытался осмыслить все эти любовные перипетии в картине "Моя жизнь – приют комедиантов", на которой ему, не больно весёлому арлекину, путь к дьявольски-страшному, но притягательному Кузмину преграждают две соблазнительнейшие жены – бывшая и будущая. Не то чтобы преграждают, скорее образуют коридор, но пройти по такому коридору, не задержавшись, не очень-то легко.

Вера де Боссе на портретах Сергея Судейкина. Первый 1921, второй 1924
Вера де Боссе на портретах Сергея Судейкина. Первый 1921, второй 1924

В 1918 новообразованные ЗАГСы забрали у церквей функцию регистрации брака, и венец с Ольгой больше не мешал Судейкину официально расписаться с Верой, что он в том же году и сделал.

Однако вместе со светскими благами революция принесла множество неприятных последствий, и в 1920 Вера и Сергей Судейкины отбыли в Париж. Ольга покинула родину четырьмя годами позже, и помогал ей в переезде Игорь Стравинский.

Ой, в нашей истории новый герой! Запомните Стравинского, он ещё выстрелит.

А пока вернёмся к Судейкиным. Штамп в паспорте не мешал им вести свободный образ жизни и, как пишет биограф Сергея Дягилева Шенг Схейен, "пара спокойно обсуждала различных любовников Сергея, а некоторые из них даже бывали в гостях у супругов. Когда Сергей в Париже познакомился с Борисом Кохно и у них завязался роман, Вера и Борис также подружились".

Поскольку Судейкину было стратегически важно заручиться поддержкой Дягилева – тот был гигантом, гарантировавшим известность художникам, с которыми работал, – он благоразумно пожертвовал Борисом Кохно. Дягилев, как и Кузмин, был геем, причём предпочитал молодых людей, а Кохно было 16 (Дягилеву 48). Судейкин представил Бориса Дягилеву, и впоследствии первый стал секретарём и возлюбленным второго.

Борис Кохно и он же на рисунке Пабло Пикассо
Борис Кохно и он же на рисунке Пабло Пикассо

Вера же в Париже вернулась на сцену, о заодно отрыла с подружкой модный магазин и начала сотрудничество с "Русскими сезонами" Дягилева как костюмер, а потом и как балерина. В 1921 Дягилев предложил ей роль королевы в "Спящей красавице", а заодно познакомил её с Игорем Стравинским, и у них тут же начался роман (бам, прогремел обещанный выстрел). Игорь, правда, был женат, да и Вера замужем, но жена Стравинского ни о чём не догадывалась, а вот Судейкин жалобно протестовал. Он писал Дягилеву:

"Я очень сожалею, что беспокою тебя. Я так тебя люблю и ценю. [...] Равновесие моей жизни знает только В.А. Я тебя очень прошу и буду весьма признателен, если ты её немедленно отпустишь. [...] Я дал тебе Бориса (если он тебе надоел, я охотно возьму обратно) и В.А. Этим я показал свою любовь".

Вера вернулась к мужу, но брак это не спасло: в 1922 Сергей Судейкин отбыл в Нью-Йорк без жены и так там и остался. Оформлял балеты и оперы в "Метрополитен Опера", да так удачно, что женился на певице из труппы Метрополитен Джин Палмер.

Вера же продолжила тайную связь со Стравинским. Тайной она была только для жены и матери композитора. Жена тяжело болела, и Стравинского мучила совесть: он даже впервые за долгие годы решил выдержать пост и исповедаться, а в 1925 не утерпел и познакомил двух дам своего сердца.

В 1939 с разницей в три месяца скончались жена и мать Стравинского, и год спустя он наконец женился на Вере. Она неотступно следовала за мужем во всех его путешествиях, пережила его на одиннадцать лет и после его кончины писала ему полные нежности письма.

P.S. Михаил Кузмин умер в 1936 в Петербурге. После революции его, первопроходца русской гомосексуальной поэзии, почти не издавали. Ольга Глебова в 1945 скончалась от чахотки в Париже – в бедности и в окружении птиц, которыми была полна её квартира. Судейкин и Лурье – её первый и второй мужья – поддерживали её по возможности деньгами. Судейкин в 1946 умер в Нью-Йорке, Лурье – в 1966 в Нью-Джерси. Игорь Стравинский умер в Нью-Йорке в 1971, Вера де Боссе – там же в 1982, дожив до 93 лет и пережив их всех.