Найти тему
Современный марксизм

Закон основания и история общественных формаций в России

Оглавление

История каждого государства характерна тем, что творящие ее трудящийся и правящий классы сотрудничают между собой десятки и сотни лет, прежде чем отношения между ними разовьются до противоречия, которое разрешается революцией и сменой общественной формации. Механизм смены формаций рассматривает теория общественных формаций, основу которой заложил К. Маркс. Но сама теория возникла как частный случай закона основания, развернутая форма которого изложена в труде Гегеля «Наука логики». В настоящей статье рассматривается закон основания и его приложение к истории формаций в России.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА О ПРИЧИНАХ

Основаниям и причинам посвящена работа Артура Шопенгауэра (1788-1860) «О четверояком корне закона достаточного основания» (написано в 1813 г.), разберем ее главные достижения и недостатки.

Обозревая высказывания философов, Шопенгауэр обращает внимание на то, что закон основания высказывается в двух формах: либо - все должно иметь свое основание, либо - все должно иметь свою причину.

Установленная философами близость, синонимичность понятий причина и основание, если оно не случайно, имеет познавательное значение и указывает, что причину всего надо искать в его основании.

Однако Шопенгауэр утверждает, что приравнивать основание и причину нельзя, что древние ошибочно смешивали логический закон основания познания и физической закон «причины и действия», и приводит целый ряд таких высказываний, в которых как равнозначные применяются термины основание, причина, начало, первое начало.

Если древние философы использовали как синонимы основание и причину, то Готфрид Лейбниц (1646-1716) уже отдавал предпочтение «основанию», утверждая, что ни явление, ни утверждение не могут быть истинными без «основания». Иммануил Кант (1742-1804) стал разделять основание и причину, относя первое к логическим законам познания, а второе – к вещам. К этой же точке зрения присоединился и Шопенгауэр.

ШОПЕНГАУЭР О ПРИРОДЕ И ВИДАХ ПРИЧИННОСТИ

Начиная исследование закона основания или причины, Шопенгауэр ищет общую природу закона. Он находит ее в созерцающем субъекте, где все представления связаны между собой в единую картину, которую он называет эмпирической реальностью. В этой реальности все следует одно за другим или одно из другого, т.е. основание, причина, или начало даны нам в созерцании и представлении.

Шопенгауэр, вслед за Кантом, относит причину, время и пространство к априорным знаниям, которые даны человеку до всякого опыта. Это важное наблюдение, так как мир существует только сейчас: прошлое уже исчезло, будущее еще не наступило, - в нем нет времени, а есть мгновение. Если существует только миг, то нет прошлого, нет и причины. Отсутствием причины можно объяснить постоянную скорость фотонов, которая не зависит от скорости их источника. Если существует только миг, то путешествие в прошлое и будущее невозможно.

Но в живой природе есть память, благодаря которой мир приобретает свойства времени, пространства и причины. Для всех живых организмов этот мир свой, но у человека память дает возможность созерцать мир во всей его бесконечности в прошлое, именно в прошлое смотрят телескопы астрономов и микроскопы ученых.

Далее Шопенгауэр рассматривает виды причин. Виды причин он делит на четыре класса, на которые распадаются все объекты созерцания. Первый класс – полных созерцаемых представлений, полный - означает наполненный предметами и явлениями - это окружающий мир; второй класс – понятия, третий – априорные чувства – пространство и время; пятый класс – субъект воления, внутренний мир человека.

В этом перечислении сразу можно разглядеть нарушение закона деления родового понятия, в который включены явно разнородные явления: явления внешнего мира и внутреннего мира человека. Внешний мир - причина мира внутреннего, который является только его отражением. Нарушение закона деления – ошибка, от которой Шопенгауэр предупреждает в самом начале свой работы. Сам философ впадает в эту ошибку потому, что он внешний мир рассматривает только как мир представлений. Эта ошибка и проявляется в ложном обособлении закона основания от окружающего мира и помещение его в область представлений.

ШОПЕНГАУЭР О СВОЙСТВАХ ОТНОШЕНИЯ ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Главным для нас являются причины класса предметов и явлений окружающего мира.

Шопенгауэр указывает на следующие свойства причинно-следственной связи. Причина связана только с изменением. Если что-то произошло, то ему предшествовало соответствующее изменение. Так как все явления вокруг представляют собой цепь причин и следствий, то мир не имеет начала, и бог, создатель, ему не нужен. Если состояние имеет все условия для появления следствия кроме одного, то это одно называется причиной. Так как для следствия, как правило, нужен набор причин, то все они называются условием. Философ предупреждает, что ошибочно считать один объект причиной другого, так как причина – это изменение. Например, если шар начинает двигаться от удара, то причина этому - его упругая деформация, которая отталкивает его от ударяющего тела. В причинности речь идет только об изменении формы, но сама материя не исчезает и не возникает, отсюда следует, что материя или субстанция остаются неизменными. Отношение причины к следствию, действию – отношение необходимое, а значит может использоваться в гипотетических суждения.

Далее философ указывает на отличие причины от силы природы. Причина и действия – это изменения, а силы природы – обеспечивают эти изменения. Например, в соударяющихся шарах это электростатические силы взаимодействия между атомами, которые обеспечивают упругость тел. Причина и следствие - действия единичные, а силы природы повсеместны и неизменны.

Причина выступает в природе в трех формах, в зависимости от вида материи: в неорганическом мире – это уже известная причина, в растительном мире – раздражение, в животном мире – мотив.

В неорганическом мире действует третий закон Ньютона «действие равно противодействию». В растительном мире другая зависимость – реакция целой клетки продолжается до тех пор, пока приложено раздражение. В животном мире достаточно визуального воздействия, чтобы появилась длительная и энергичная реакция животного.

ВЫВОДЫ ИЗ СВОЙСТВ, ОБНАРУЖЕННЫХ ШОПЕНГАУЭРОМ

Различная реакция материи на трех уровнях ее организации показывает, что уровни отличаются величиной ответа на воздействие: в неживой природе - ответ пассивный, в растительном мире - ответ активный, в животном мире – ответ многократно превосходит причину. В растительном и животном царствах ответ, реакция, следствие превосходит причину благодаря внутренней энергии. В человеке материя не только действующая, но и действующая целесообразно, перестраивающая другую материю под себя.

Энергия объединяет человека со вселенной в момент ее рождения, которая была чистой энергией, а человек является сгустком целесообразно подвижной энергии. Родство человека со вселенной открывает людям возможность в будущем питаться непосредственно энергией космоса, не используя земную пищу.

Мотив и реакция организма следуют непосредственно один за другим, как причина и следствие в неживой природе. Реакция животного на мотив носит целесообразную характер, а значит, в основе такой реакции лежит познание окружающего мира, и познание есть первая и главная реакция животного на окружающий мир, причем в животном мире можно наблюдать не только познание окружающих предметов и явлений, но и стремление узнать их причины, что выступает высшей формой познания. Стремление к познанию причин у животных так умиляет человека и роднит их с ним.

Сегодня мы видим, что познание вносит главный вклад в развитие человечества, а его высшая форма – философия на протяжении тысячелетий считалась вершиной мудрости. Сегодня философии предстоит вновь завоевать этот авторитет.

Адекватное познание мира животным есть истинное познание, иначе животное не сможет существовать. Это сразу отвечает на вопрос, что есть основание познания – это соответствие действительности. Истинность познания должна проверяться практикой.

Сделанное Шопенгауэром фундаментальное наблюдение о роли мотива в животном мире приводит к полезным выводам, например, обучение, которое не вызывает интереса у детей, – противоестественно, а значит, его методика должна быть пересмотрена.

Вот еще важное наблюдение. Показывая ограниченность познавательных свойств ощущений и зрения Шопенгауэр демонстрирует, как именно разум создает из разрозненных восприятий единую картину мира. Это происходит благодаря практическому взаимодействию с реальными предметами и явлениями, как причинами наших ощущений.

Итак, рассуждения Шопенгауэра об основании познания ошибочны, ему не удалось отделить основание от причин и других синонимов, которые применяли древние философы. Только Гегель в «Науке логики» внес в эту синонимию логическую последовательность, дал развернутую форму закона основания. Он выстраивает иерархию философских категорий, и эта иерархия отражает развитие самого мира, его предметов и явлений, а также показывает источник свойств всего в мире.

ЗАКОН ОСНОВАНИЯ ПО ГЕГЕЛЮ

Вот как можно выразить в развернутом виде закон основания по Гегелю.

Во всех предметах и явлениях окружающего мира обнаруживаются признаки всеобщие, особенные и индивидуальные. Например, Иван Иванович имеет индивидуальные черты, принадлежит к европейской расе и человеческому роду. Родовые и видовые признаки заложены в организме человека, который имеет отличия от организма животных и людей других рас.

Считается, что обобщения по роду и виду - только абстракции, но оказалось, что у животных и человека они имеют материальный носитель – организм.

Но в организме Ивана Ивановича скрыты не только родовые постоянные признаки, но и случайные индивидуальные отличия, которые приобретаются человеком в зависимости от условий его жизни. Носителем всех свойств человека, как стало известно в последнее время, является ДНК организма. Организм человека, который несет и родовые, и индивидуальные черты человека Гегель называет сущностью, так основание становится сущностью, причиной всех свойств человека.

Так как сущность содержит как постоянные, так и случайные свойства человека, то она сама должна быть изменчива. Гегель формулирует эту изменчивость сущности как «соотносящееся с собой отрицательность». Действительно, организм человека развивается и проходит стадии развития: детство, юношество, зрелость, старость, каждая из которых отрицает предыдущую стадию, это и есть отрицательное отношение с собой. В процессе жизни меняется и ДНК человека, и она передается наследникам уже в усовершенствованно форме.

Свой генетический код Иван Иванович приобрел от родителей. Иван Иванович имеет свою сущность в организме, который он получил при рождении от своих родителей, как из своего основания, в этом основании здоровье ребенка, поэтому протекание беременности влияет на организм ребенка решающим образом и определяет его здоровье.

В рожденном организме сущность распадается на материю и форму. В человеке материя — это организм, именно он проходит стадии: детство, юношество, зрелость, старость. Форма же – это индивидуальные черты человека. Материя и форма в человеке – разные вещи. Материя влияет на форму. Например, возможности организма могут способствовать успеху в спорте, искусстве или точных науках. Но и форма влияет на организм, например, безмерная привычка к обучению или трудоголизм могут привести к истощению организма, вызвать его болезни и даже смерть. Развитие организма и индивидуальных черт может не совпадать между собой, например, Аркадий Гайдар в возрасте 14 лет командовал дивизией, а сегодня многие взрослые обладают детской инфантильностью.

В примере с Иваном Ивановичем показано, как конкретное явление подводится под философские категории, таким способом выявляется сущность и причина всех свойств человека. Кант называл подведение изучаемых явлений под философские категории философским познанием.

Таким образом, закон основания в развернутой форме выглядит следующим образом. Мир, его предметы и явления обладают родовыми, а также индивидуальными признаками. Родовые признаки называются основой, они приобретаются в период рождения. Индивидуальные признаки задаются основой и формируются в процессе существования под влиянием условий существования.

В основании скрыты не только родовые, но и индивидуальные признаки предметов и явлений в возможности, это превращает основу в сущность, от которой зависят все свойства предметов мира. Сущность в новом организме распадается на материю и форму, которые влияют друг на друга, но материя служит причиной для смены формы.

Закон основания в простой форме (все имеет свое основание), успешно используется наукой для познания окружающего мира путем проникновения внутрь материи или в глубь космоса с помощью приборов, но только закон основания в развернутой форме позволяет понять закономерности развития общества.

ЗАКОН ОСНОВАНИЯ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А. Закон основания в экономике

Закон основания по Гегелю широко и с подробностями представлена в гениальном труде К. Маркса «Капитал». Анализируя товар, Маркс показывает, что свойства товара: стоимость и потребительская стоимость возникают в его основе - процессе труда, который носит двойственный характер. С одной стороны, труд является затратой энергии рабочей силы, и потому создает стоимость товара, с другой стороны, труд является конкретным видом труда, а потому создает потребительскую стоимость, способность удовлетворять конкретную человеческую потребность.

Товары постоянно поступают на рынок и создают товарное обращение. Товарное обращение приводит к появлению денег, обращение денег приводит к появлению капитала. Первооснова – труд является причиной стоимости, которая проходит несколько форм развития. То, что было следствием, становится причиной, порождая причинно-следственную цепь: труд – товар - деньги -капитал. Таким образом, изучать закон основания можно по «Капиталу» Маркса.

Надо обратить внимание, что в развитии товара сущностью, основанием является нематериальная субстанция – отношение людей к продукции, как к стоимости. Деньги, капитал и наемный труд также являются производственными отношениями. Иные псевдо мыслители любят отбрасывать эту сущность и козыряют тем, что доллары просто бумажки, а капитал – просто станки и машины, а наемный труд за заработную плату не отчужденный труд, основа капитализма и его стихийных негативных свойств, а простой человеческий труд вообще.

Б. Закон основания в развитии формаций

В человеке материя и форма даны в единстве, а в общественной истории материя и форма существуют раздельно. Основой общества выступает трудящийся класс, который занят самым массовым способом производства, а формой общества является правящий класс, который зависит от способа производства, и который устанавливает законы, для всех слоев общества. Это рельефно выступает в формационном развитии государств.

Фундамент теории общественных формаций заложил К. Маркс. Он указал на «способ производства», как на основу общества, которая «обуславливает…процессы жизни вообще». Это положение можно называть принципом производственного детерминизма

Вот как выглядит закон основания в применении к истории России.

История России изложена в трактовке автора по результатам исследований, проведенных согласно принципу производственного детерминизма. Исследования автора выложены на сайте https://vk.com/public185540976.

Основой Киевской Руси были славянские племена, главным занятием которых была охота. К концу 12 в. племена распались на патриархальные семьи, которые перешли к полуоседлому подсечному земледелию.

С этого времени производство сосредоточилось в семьях земледельцев, которые стали основой классового государства, а племенная земля, общественная собственность, перешла в собственность правящего класса. Этим отличается государство, в основе которого лежит семья - феодализм, капитализм, от государства, в основе которого – племена (Римская Империя, Киевская Русь).

Закон основания уже здесь позволяет предсказать будущее человечества: земля стала принадлежать правящему классу, когда производство обособилось в семье; когда производство выйдет за пределы семьи, то общественные средства производство станут вновь принадлежать всему народу, частная собственность правящего класса отомрет.

Первый шаг в этом направлении делает уже буржуазная республика, которая приходит на смену монархии. При монархии государственная власть принадлежит землевладельцам – князьям, боярам или дворянам. Буржуазная республика допускает все население к государственному управлению посредством представительской демократии, хотя производство еще сосредоточено в семьях крестьян и городских ремесленников.

При капитализме производство выходит за пределы семьи на фабрики и заводы, а значит, частная собственность должна отмереть.

В России, благодаря государственному капитализму, частная собственность мелких предпринимателей и олигархов уже полностью подчинена государственной власти, остается подчинить эту власть народу. Для этого зарплата всех наемных работников и чиновников должна быть уравнена, чтобы чиновник действовал в интересах народа, а не начальника, который платит ему зарплату из общественных накоплений.

Закон основания определяет не только историю семейного государства в целом, но и каждую его промежуточную ступень. У каждой ступени своя основа, свой способ производства.

В России семейное государство прошло три ступени развития: Московская Русь – с конца 12 в. по 17 в., в ее основе было полуоседлое земледелие крестьянских семей, крепостничество - с 17 по 20 вв., ее основой было оседлое трехпольное земледелие крестьянских семей, с начала 20 в. началась ступень массового товарного производства крестьянских семей, для которого были созданы наилучшие условия при НЭПе.

На каждом этапе развития новый способ производства крестьян увеличивает глубину переработки природных ресурсов и ведет к росту плотности населения, что вызывает появление нового правящего класса. С 12 по 17 вв. новым правящим классом стали крупные землевладельцы князья и бояре, которые сохраняли право крестьян на переходы, поскольку этого требовало полуоседлое земледелие. С 17 по 20 вв. новым правящим классом стало мелкопоместное дворянство, которое установило крепостные отношения в соответствии с оседлым земледелием. В 20 в. новым правящем классом стала интеллигенция, которая обеспечила наилучшие условия для товарного крестьянства в форме НЭПа.

Смена формаций так же происходит по закону основания: основа и сущность, материя и форма следующей формации зарождается в предыдущей.

Полуоседлое земледелие зарождается еще в Киевской Руси сначала в форме подсечного земледелия, этих земледельцев берут под свое покровительство князья из рода Рюриковичей. В гражданской войне 1174-1177 князья с их дружинами побеждают городских бояр, и организуют монархию периода Владимирской Руси. Вышей формы такая монархия достигает в Московской Руси.

В 16 в. в Московской Руси крестьянство переходит к трехпольному оседлому земледелию, что приводит к образованию многодворных деревень. Это позволяет Ивану Грозному создать народное ополчение, обязывая несколько крестьянских дворов выставлять одного полностью вооруженного война, так появляется новый правящий класс – мелкопоместное дворянство. В период Смуты дворянство приходит к власти и законом 1649 г. прикрепляет крестьян к земле, приводя производственные отношения в соответствие с оседлым трехпольным земледелием. Наивысшей формой развития такой монархии является Российская империя Николая II.

В период крепостничества во второй половине 18 века дворяне обязывают крестьян переходить к товарному производству на рынок, на смену натуральному трехпольному земледелию приходит товарное трехпольное земледелие, что входит в противоречие с крепостным правом, и крестьяне добиваются его отмены в 1861. Для руководства крестьянами в 1864 г. вводится выборное местное самоуправление – земские управы, так появляется новый правящий класс – интеллигенция.

В 1917 г. интеллигенция, образовавшаяся из бывших дворян, рабочих и крестьян, приходит к власти в результате революции и обеспечивает наилучшие условия для крестьянского товарного производства в форме НЭПа. Власть монополизирует производство и торговлю и создает систему государственного регулирования экономикой, возникает государственный капитализм.

Итак, основой Советской власти было товарное крестьянство, но ко второй половине века крестьяне превратились в наемных работников государственных предприятий. С возникновением крупной промышленности появился и новый правящий класс – городская интеллигенция, техническая и научная. Именно эти классы являются представителями новой общественной формации, следующей за госкапитализмом, им предстоит превратить коллективные средства производства в общественную собственность. Рабочим и интеллигенции надлежит преодолеть свою отчужденность от средств производства, которая порождается наемным характером труда и товарно-денежными отношениями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философы древности не зря причисляли основы к причинам и началам. Гегель продемонстрировал закон основания в развернутом виде. Если причина, раздражение и мотив объясняют явления в неживой и живой природе, то закон основания в развернутом виде объясняет закономерности общественной жизни.

Без закона основания понять общественное развитие невозможно, так как причины политических процессов лежат далеко за их пределами - в глубоком прошлом, а люди ищут их в настоящем, в действиях вождей и политических партий.

Именно закон основания лежит в теории общественных формаций К. Маркса, он применяет его в своем труде «Капитал», но странным образом, в качестве главного закона диалектики он называет закон единства и борьбы противоположностей.

Но в реальных классовых отношениях наблюдается постепенное развитие противоречия до антагонистического. Дворяне Московской Руси - ополченцы из крестьян – период тождества. Затем, они руководят крестьянами в поместьях – период различия, и только когда крестьяне переходят от натурального хозяйства к товарному, противоречия между дворянами и крестьянами становится антагонистическим – период противоречия.

Удивительно то, что советские историки и философы не открыли для себя и людей закон основания и не смогли применить его к развитию государства. Это объясняется только классовой сущностью Советской власти, которая воспрепятствовала развитию философии и теории общественных формаций, используя свою власть и жесткий контроль за развитием гуманитарных дисциплин в стране.

Историю в СССР допускалось излагать в следующих рамка, которые не позволяли отыскать закономерности. Крестьянство, основа общества, представлялась как неизменная субстанция, которая постоянно ведет антифеодальную войну, а результатов достигает только в 1917 г. Изменения способов производства (подсечное земледелие, двуполье и трехполье и т.д.) относили к глубокой древности, а трехполье и моногамная семья у славян, якобы, возникли еще до образования Киевской Руси.

Закон основания в развернутой форме объясняет явления общественной жизни, но он применим и к неживой природе, где действуют причины. Например, когда шар начинает двигаться от удара, то основанием движения будет кинетическая энергия удара, которая сохраняется в шаре его основой – движением по инерции, но также переходит в упругую энергию сжатия и тепло.

Представленный закон основания по Гегелю только часть системы категорий в работе «Наука логики», которую еще предстоит изложить просты языком и связать с примерами из окружающего мира, чтобы философское мышление стало доступно для всех людей.