Найти тему
Ильинична в Дзене

Грузия в сердце

К 115-летию со дня рождения Андрея Баланчивадзе

1 июня исполняется 115 лет со дня рождения Андрея Мелитоновича Баланчивадзе — одного из основоположников современной грузинской композиторской школы.

А.М. Баланчивадзе. Фотооткрытка с дарственной надписью композитору Г.Н. Попову. 1967
А.М. Баланчивадзе. Фотооткрытка с дарственной надписью композитору Г.Н. Попову. 1967
А.М. Баланчивадзе за письменным столом. Фотопортрет. 1953. Фотограф А. Горнштейн
А.М. Баланчивадзе за письменным столом. Фотопортрет. 1953. Фотограф А. Горнштейн

Сын известного грузинского композитора Мелитона Баланчивадзе и брат знаменитого американского хореографа Джорджа Баланчина, Андрей Мелитонович — автор первого национального балета —работал в театрах, кино, развивал симфоническую и фортепианную музыку в Грузии, преподавал в Тбилисской консерватории, руководил Государственным симфоническим оркестром Грузинской ССР.

Андрей Баланчивадзе получил классическое (всестороннее и глубокое) музыкальное образование в двух консерваториях: в Тифлисской он обучался композиции у Михаила Ипполитова-Иванова, а также игре на фортепиано у Ильи Айсберга; в Ленинградской его учителями стали Александр Житомирский (композиция) и Мария Юдина (фортепиано). Как композитор он мечтал донести до широкой публики богатство грузинской музыки. Отличительными чертами его творчества стали тесная связь с фольклором Грузии, яркая романтическая направленность и поэтичность музыкальных образов.

Групповой портрет, сидят: М.В. Юдина, Ж. Баланчин; стоят: А.М. Баланчивадзе, Д.А. Баланчивадзе. 1962
Групповой портрет, сидят: М.В. Юдина, Ж. Баланчин; стоят: А.М. Баланчивадзе, Д.А. Баланчивадзе. 1962
Педагог А.И. Кедрова и студенты Ленинградской консерватории.  А.М. Баланчивадзе — второй справа, стоит. 1930
Педагог А.И. Кедрова и студенты Ленинградской консерватории. А.М. Баланчивадзе — второй справа, стоит. 1930

В 1962 году, когда после длительного перерыва встретились два брата Баланчивадзе — Андрей и Георгий (Джордж), стало понятно,что их пути в творчестве расходятся: Баланчин не связывал свою деятельность с национальными традициями, а Баланчивадзе хорошо знал и горячо любил грузинский музыкальный фольклор. В его партитурах находили отражение народные напевы, которые он развивал и дополнял. Андрей Мелитонович использовал мелодии грузинских народных танцев: кахетинских, гурийских, мингрельских, сванских, осетинских, аджарских, но не выступал в роли этнографа, пытавшегося точно передать услышанную мелодию. Его музыка динамична, а это состояние особенно ценно в балете, ведь оно даёт простор для фантазии.

Групповой портрет: К. Калмахелидзе, Т.Н. Хренников, А.М. Баланчивадзе,  Б.А. Квернадзе в парке музыкальной школы в Боржоми, 15 октября 1971
Групповой портрет: К. Калмахелидзе, Т.Н. Хренников, А.М. Баланчивадзе, Б.А. Квернадзе в парке музыкальной школы в Боржоми, 15 октября 1971

В балете «Сердце гор» (1937) балетмейстер и одновременно актёр Вахтанг Чабукиани смог использовать движения народных грузинских танцев в целях их театрализованного развития и обогащения. При таком подходе к фольклору балетная классика и народная хореографическая культура обогатили друг друга. Балет «Сердце гор» стал первым в истории грузинской хореографии, а своему сыну, в будущем тоже замечательному музыканту, композитор Андрей Баланчивадзе дал имя главного героя —Джарджи.

Симфоническую музыку Андрея Мелитоновича критики отмечали за яркость и самобытность содержания, остроту гармонической мысли, ритмическое богатство и разнообразие. Его концерты для фортепиано с оркестром пользовались неизменным успехом у аудитории. Музыковеды также называют Баланчивадзе автором первой значительной грузинской симфонии (1944).

Среди его сочинений — оперы («Арсен», «Мзия», «Золотая свадьба»), балеты («Сердце гор», «Рубиновые звёзды», «Страницы жизни», «Мцыри»), опера-балет «Ганга», четыре симфонии, музыка к спектаклям, четыре концерта для фортепиано с оркестром, симфонические поэмы, многие камерно-инструментальные произведения.

Информационный листок с биографией депутата Верховного Совета Грузинской ССР, композитора А.М. Баланчивадзе. 1951. На грузинском языке
Информационный листок с биографией депутата Верховного Совета Грузинской ССР, композитора А.М. Баланчивадзе. 1951. На грузинском языке

Композитор стал одним из пионеров грузинской музыки для кино: игрового, документального, анимационного и кукольного. Всего около двух десятков киноработ, в том числе фильмы «Георгиий Саакадзе», «Малахов курган», «Клятва» и другие. Баланчивадзе был уверен, что музыка должна быть лучшим агитатором киноискусства. В 1944 году Андрей Мелитонович был награждён «За успешную работу в области советской кинематографии в дни Отечественной войны и выпуск высокохудожественных картин».

Андрей Баланчивадзе писал: «Благодаря особой специфике кино, количество музыки или даже качество не может определить ее значения, если музыка является лишь подсобно-изобразительным моментом… Самое лучшее, когда благодаря счастливому сочетанию всех компонентов кино и музыки, в их тесном художественном взаимодействии, создаются яркие образы и действия, глубоко волнующие зрителя. Тогда музыка становится душой героев кинофильма, и зритель всегда будет вспоминать картину неразрывно с музыкой».

Общественная работа занимала значительное место в жизни композитора, который состоял в рядах Союза композиторов Грузинской ССР с момента его основания в 1932 году, много лет (с 1953 года) являлся председателем его правления, а с 1973 года — почётным председателем. Он избирался депутатом Верховного Совета Грузинской ССР с 1-го созыва по 5-й. Его труд отмечался множеством почётных званий и государственных наград. В 1981 году он стал почётным гражданином города Тбилиси.

Музыкальная рукопись А.М. Баланчивадзе. Вступление к балету «Сердце гор». Автограф. 1937
Музыкальная рукопись А.М. Баланчивадзе. Вступление к балету «Сердце гор». Автограф. 1937
А.М. Баланчивадзе. Письмо в Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Автограф. 1953
А.М. Баланчивадзе. Письмо в Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Автограф. 1953

В 1986 году за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с восьмидесятилетием со дня рождения композитору было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Его последние годы жизни пришлись на очень сложный период распада прежнего и становления нового национального государства в Грузии. Музей музыки бережно хранит рукописи Андрея Мелитоновича Баланчивадзе, творчество которого невозможно переоценить.