Найти тему
FilmGourmand

Мэрилин Монро: 95 лет

1 июня 1926 года у 24-летней киномонтажницы с киностудии RKO Pictures Глэдис Пёрл Бейкер (в девичестве — Монро) родился третий ребёнок, девочка. Девочку назвали Норма Джин. За пять лет до этого Глэдис развелась с Джоном Ньютоном Бейкером, за которого вышла замуж в 15 лет. При разводе Джон Бейкер забрал с собой первых двух детей Глэдис и уехал с ними из Лос-Анджелеса в Кентукки. О существовании брата и сестры Норма Джин узнала только в 12 лет. За 2 года до рождения Нормы Джин Глэдис Пёрл вышла замуж за Мартина Эдварда Мортенсена и очень быстро рассталась и с ним.

В джазе только девушки. Режиссёр Билли Уайлдер. 1959. Рейтинг фильма 8,671. 258-е место в Золотой Тысяче.
В джазе только девушки. Режиссёр Билли Уайлдер. 1959. Рейтинг фильма 8,671. 258-е место в Золотой Тысяче.

Кто же был биологическим отцом Нормы Джин, осталось неизвестным. Но в свидетельстве о рождении девочки её имя было записано как «Норма Джин Мортенсон», а при крещении она была записана как Норма Джин Бейкер.

Асфальтовые джунгли. Режиссёр Джон Хьюстон. 1950.
Асфальтовые джунгли. Режиссёр Джон Хьюстон. 1950.

Глэдис Пёрл практически не участвовала в воспитании дочери. Сначала по причине финансовых проблем, а в 1934 году у неё была диагностирована параноидальная шизофрения, вследствие чего она была помещена в психиатрическую клинику, в которой провела весь остаток жизни до 1984 года.

Асфальтовые джунгли. Режиссёр Джон Хьюстон. 1950.
Асфальтовые джунгли. Режиссёр Джон Хьюстон. 1950.

Все детские годы Норма Джин переходила от одних опекунов к другим, от опекунов – в детские приюты и снова к опекунам. И, наконец, в 18 лет стала финансово самостоятельной, получив работу фотомодели. Тогда же она определилась и со своим именем, под которым прославилась на весь мир - Мэрилин Монро.

Вождь краснокожих и другие. Новелла «Фараон и хорал». Режиссёр Генри Костер. 1952.
Вождь краснокожих и другие. Новелла «Фараон и хорал». Режиссёр Генри Костер. 1952.

Говорят, о ней написано более 300 книг. Число публикаций в СМИ вообще невозможно сосчитать. То есть, практически каждый день её жизни описан подробно и под самыми разными углами зрения. И мы, естественно, не сможем, да и не собираемся сообщать нашим читателям что-то новое. Мы просто хотим в день её рождения поделиться воспоминаниями о наших «соприкосновениях» с этой Актрисой.

В джазе только девушки. Режиссёр Билли Уайлдер. 1959. Рейтинг фильма 8,671. 258-е место в Золотой Тысяче.
В джазе только девушки. Режиссёр Билли Уайлдер. 1959. Рейтинг фильма 8,671. 258-е место в Золотой Тысяче.

Словосочетание «Мэрилин Монро» стало известным мне буквально в пору розового детства, чуть ли не с детского сада. Правда, тогда, в начале 60-х годов для нас это было именно словосочетание, миф, символ. И даже, с подачи Андрея Вознесенского, произносилось как Мэрлин Монро. А уж советские куплетисты-юмористы вообще трансформировали это имя в Мэрлин Мурло. Да это и понятно. Ведь мало кто в СССР знал про неё больше, чем написал Вознесенский в 63-м году - «героиня самоубийства и героина». Ещё меньше людей видели её.

В джазе только девушки. Режиссёр Билли Уайлдер. 1959. Рейтинг фильма 8,671. 258-е место в Золотой Тысяче.
В джазе только девушки. Режиссёр Билли Уайлдер. 1959. Рейтинг фильма 8,671. 258-е место в Золотой Тысяче.

И вот, в 66-м году случилось если не чудо, то уж редкое событие – на экраны советских кинотеатров вышел фильм «В джазе только девушки». Причем, без грифа «Дети до 16-ти…». Мы с мамой сразу же пошли на этот фильм. Гораздо позже стало известно, что кроме нас ещё порядка 44 миллионов советских кинозрителей пришли в кинотеатры на этот фильм только в первый год его демонстрации.

В джазе только девушки. Режиссёр Билли Уайлдер. 1959. Рейтинг фильма 8,671. 258-е место в Золотой Тысяче.
В джазе только девушки. Режиссёр Билли Уайлдер. 1959. Рейтинг фильма 8,671. 258-е место в Золотой Тысяче.

Честно говоря, меня, тогда ещё 10-летнего пацана, мало волновали прелести Мэрилин. Я просто захлёбывался от смеха, глядя на Джека Леммона. Но мужчины постарше просто глаз не могли оторвать от Монро. Да и как могло быть иначе.

Джентльмены предпочитают блондинок. Режиссёр Ховард Хоукс. 1953.
Джентльмены предпочитают блондинок. Режиссёр Ховард Хоукс. 1953.

И, что характерно, как-то довольно быстро сошли на нет ёрничанья на тему «Мэрлин Мурло». Ладно там женщины. Они в любой красавице видят потенциальную соперницу. А вот мужик, способный назвать мурлом такую красоту, воспринимался, как минимум, страдающим отклонениями в сексуальной ориентации. К чему в СССР относились, мягко говоря, с подозрением.

Джентльмены предпочитают блондинок. Режиссёр Ховард Хоукс. 1953.
Джентльмены предпочитают блондинок. Режиссёр Ховард Хоукс. 1953.

Да и в стихотворении Андрея Вознесенского центр тяжести как-то постепенно перетёк с «героини героина» на «Я баба слабая. Я разве слажу? уж лучше — сразу!»

Зуд седьмого года. Режиссёр Билли Уайлдер. 1955.
Зуд седьмого года. Режиссёр Билли Уайлдер. 1955.

На протяжении многих, примерно 20-ти – 25-ти, лет Мерилин Монро оставалась в СССР актрисой одной роли. Другие фильмы с её участием до массового советского кинозрителя не доходили. И лишь с началом перестройки, а ещё больше с крушением господства коммунистической идеологии в культуре в начале 90-х годов российский зритель буквально дорвался до фильмов с Мэрилин Монро. И, честно говоря, остался немного разочарован. Нет, своей красотой Мэрилин блистала и практически затмевала своих партнерш практически во всех фильмах. Как, например, в фильме «Всё о Еве», где, появившись на экране всего на несколько минут, Монро заставила смотреть только на неё и зрителей, и партнеров по фильму.

Всё о Еве. Режиссёр Джозеф Лео Манкевич. 1950. Рейтинг фильма 9,271. 112-е место в Золотой Тысяче.
Всё о Еве. Режиссёр Джозеф Лео Манкевич. 1950. Рейтинг фильма 9,271. 112-е место в Золотой Тысяче.

Но вот качество самих фильмов всё-таки сильно уступало шедевру кинокомедии от Билли Уайлдера.

Всё о Еве. Режиссёр Джозеф Лео Манкевич. 1950. Рейтинг фильма 9,271. 112-е место в Золотой Тысяче.
Всё о Еве. Режиссёр Джозеф Лео Манкевич. 1950. Рейтинг фильма 9,271. 112-е место в Золотой Тысяче.

Вместе с потоком фильмов с участием Мэрилин Монро в Россию попали и книги о ней. Мне довелось прочитать одну из них, написанную Сильвэном Ренером. Именно эта книга запустила такую крылатую фразу о Мэрилин: «Грудь из камня, мозг из ваты». Именно в этой книге были приведены воспоминания Тони Кёртиса о том, что, когда он по роли целовался с Монро, у него возникало ощущение, что целуется с Гитлером. И многое другое в том же духе. Впрочем, всё это можно объяснить завистью к чужому успеху, столь характерной для людей творческих профессий.

Зуд седьмого года. Режиссёр Билли Уайлдер. 1955.
Зуд седьмого года. Режиссёр Билли Уайлдер. 1955.

Мне же из этой книги больше всего запомнилось то, что самой большой актерской мечтой Мэрилин было сыграть Грушеньку. Не Джульетту, не Офелию и не какую-нибудь Нору Ибсена. А Грушеньку Достоевского. Конечно, вряд ли у неё когда-нибудь это получилось бы. Но эта мечта говорит о том, что русскую литературу, по крайней мере, лучшие её произведения, Норма Джин знала и любила. Возможно, даже больше, чем иные из современных российских актрис.

Зуд седьмого года. Режиссёр Билли Уайлдер. 1955.
Зуд седьмого года. Режиссёр Билли Уайлдер. 1955.

За свою творческую кинобиографию, столь короткую, всего 15 лет, Мэрилин Монро сыграла в 26-ти полнометражных художественных кинофильмах. Два фильма из них вошли в Золотую Тысячу. Благодаря этому показателю и своей сногсшибательной красоте и сексуальности Мэрилин Монро включена в список 100 самых красивых и сексуальных Актрис мирового кинематографа, составленный FilmGourmand’ом. Актёрское творчество Мэрилин Монро было отмечено 11-ю кинонаградами, из которых наиболее престижной является американская премия Золотой Глобус за Лучшую женскую роль в фильме «В джазе только девушки».

Неприкаянные. Режиссёр Джон Хьюстон. 1961.
Неприкаянные. Режиссёр Джон Хьюстон. 1961.

В честь 95-летия со дня рождения одной из самых знаменитых Актрис мирового кинематографа хотим напомнить поклонникам её творчества кадры из лучших фильмов с её участием.

Неприкаянные. Режиссёр Джон Хьюстон. 1961.
Неприкаянные. Режиссёр Джон Хьюстон. 1961.

Дорогие читатели! Если эта и/или другие публикации блога FilmGourmand показались вам интересными и/или полезными, прошу ставить лайки, подписываться, делиться этими материалами с теми, кого, по вашему мнению, они тоже могут заинтересовать.

Если у вас публикации блога FilmGourmand'а вызвали замечания, возражения, вопросы, прошу поделиться ими в комментариях или в сообщениях на мой адрес.