Современных людей часто упрекают в их аполитичности, в уходе в свой собственный «мирок», в том, что, кроме, собственной семьи, их ничто не заботит. Ещё говорят, что русские, дескать, утрачивают свою «пассионарность». А вот литературный герой Бориса Пастернака, доктор Юрий Живаго, в грозные годы Гражданской войны, в этом «мирке» находит не только прибежище для семьи, но ещё и, выражаясь пушкинской перифразой, «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». В бушующем мире, чреватом неожиданной смертью, бедой, потерей близких, находится для семьи Живаго селение Варыкино близ города Юрятина на Урале ( под Юрятиным изображена Пермь). И в этом селении герой находит мимолётное счастье: труд для своей семьи, труд интеллигентного человека на земле.
Вот отрывок из дневника доктора Юрия Живаго: «Какое счастье работать на себя и свою семью с зари до зари, сооружать кров, возделывать землю в заботе о пропитании, создавать свой мир, подобно Робинзону, подражая творцу в сотворении вселенной, вслед за родной матерью производя себя вновь и вновь на свет!»
Эти строчки восхищают меня всякий раз, когда я перечитываю загадочный роман Пастернака, обернувшийся такой драмой в жизни его автора…
Может быть, это и есть способ в мире общественного пессимизма и скептицизма сохранять личный оптимизм?
Мы знаем примеры, когда интеллигенция бралась за физический труд…
Фигура седобородого старика на пашне сразу же возникает перед глазами. Это граф Лев Толстой, осознавший пагубность и несправедливость жизни дворян за счёт труда крестьян…
А вот фото… Седой старик обрабатывает сад в усадьбе Мелихово… Это Павел Егорович Чехов… И его сын Антоша, конечно, в саду не только отдыхал, но и работал…
А сейчас вообще все мегаполисы окружены дачными городками, куда на выходные стекается масса людей, чтобы освежить мозги и взбодрить душу глотком свежего воздуха на маленьком зелёном поле…
Так что в защиту этим дачникам, которые в выходные вместо политических тусовок предпочитают выращивать лук и укроп, пусть будет цитата из знаменитой нобелевской книги Бориса Пастернака)))
Конечно, уйти с головой в свой маленький семейный мирок, отгородившись от общественной жизни, – это тоже крайность. Нужна золотая середина. Но тем не менее «маленькое зелёное поле» для современного человека приобретает огромный смысл именно как способ сохранять свой личный оптимизм в мире, где все чем-то недовольны. И зачастую это недовольство вызывается причинами, на которые повлиять человек не может… Так стоит ли растрачивать свои жизненные силы на недовольство? Депутаты недовольны своим народом, народ недоволен своими депутатами… Ну и что? А маленькое зелёное поле всё равно нужно обрабатывать, чтобы земля не зарастала сорняками, чтобы в общественном сознании физический труд не становился характеристикой человека «низшего сорта» или «наказанием»…
Доктор Живаго как раз и записал в дневнике, КАК можно обрести счастье… Да, оно оказалось мимолётным, недолгим – кто читал книгу, тот знает, что «счастье» варыкинских обитателей скоро прервётся, оборвётся ветром гражданской войны. Доктора Живаго насильно уведут в партизанский отряд, а жена Тоня с детьми и отцом будет вынуждена уехать из России…
Однако по поводу «мимолётности» каждый знает: любое земное счастье когда-то заканчивается, а значит тем более нужно ценить настоящее и любить каждый день своей жизни, любой труд…
Работа на земле поистине интеллигентному человеку, который неразрывно связан с природой и народом, не только радостна, но и полезна. Сменить временно компьютер на огородный инвентарь – вот это уж точно не повредит никому!)))
Запах свежевскопанной земли, молодой травы, первой зелени на столе, птичьи голоса, шум реки – это те мелочи бытия, которые помогают сохранять в душе энергию жизни даже в те моменты, когда вокруг, казалось бы, одни беспросветные новости о коррупции, развале экономики и деградации общества потребления…
Обратимся снова к дневнику доктора Живаго: «Сколько мыслей проходит через сознание, сколько нового передумаешь, пока руки заняты мускульной, телесной, чёрной или плотничьей работой; пока ставишь себе разумные, физически разрешимые задачи, вознаграждающие за исполнение радостью и удачей; пока шесть часов кряду тешешь что-нибудь топором или копаешь землю под открытым небом, обжигающим тебя своим благодатным дыханием. И то, что эти мысли, догадки и сближения не заносятся на бумагу, а забываются во всей их попутной мимолётности, не потеря, а приобретение. Городской затворник, крепким чёрным кофе или табаком подхлёстывающий упавшие нервы и воображение, ты не знаешь самого могучего наркотика, заключающегося в непритворной нужде и крепком здоровье».
Конечно, в дневнике доктора Живаго есть оговорка: «Я не иду дальше сказанного, не проповедую Толстовского опрощения и перехода на землю, я не придумываю своей поправки к социализму по аграрному вопросу. Я только устанавливаю факт и не возвожу нашей, случайно подвернувшейся судьбы в систему. Наш пример спорен и не пригоден для вывода».
Но пусть такая « подвернувшаяся судьба» в наше время спасёт кого-то от общественного пессимизма и вдохновит душу радостью работы на земле предков. Не всё же заниматься людям политикой, ток-шоу или шопингами, к которым призывает их бесконечная реклама… Можно просто взять в руки лопату, тяпку, садовые ножницы…
Хорошо бывает человеку интеллектуального труда поработать на земле! Из личного опыта знаю)))