Большой проблемой кинодела при выборе музыки к фильму является легальность ее приобретения.
Наверняка ты слышал про случаи блокирования на Youtube или снятия монетизации с роликов, где используется нелегальная музыка.
Закрываются сайты, нарушающие авторские права, появляются новые законы, — все это заставляет нас более внимательно относиться к выбору звукового сопровождения фильма.
Где найти выход из этой опалы? В этой статье ты найдешь возможные решения данной проблемы.
Срок действия авторских прав
У любой музыки есть свой автор, который вправе решать, где и когда использовать свое произведение. При этом самые популярные исполнители требуют баснословные гонорары, которые под силу выплатить лишь самым крупным кинокомпаниям.
Но что делать, если ты хочешь включить в свою музыку произведения уже умерших исполнителей? Нужно ли искать правообладателя, чтобы добавить в свой фильм композицию Вагнера или Эдит Пиаф?
В большинстве стран срок действия авторских прав составляет не менее чем 50 лет после смерти автора.
После этого музыка переходит в публичное пользование и вам никто ничего не сможет предъявить
Недавно в Евросоюзе сменили правила перехода музыкальных произведений в публичную собственность. Евросоюз согласился продлить срок действия авторских прав с 50 до 70 лет.
Инициаторами были представители The Beatles и других рок-групп 60-х, которые еще при жизни авторов могли потерять права на свою музыку.
Даже если ты захочешь использовать классическую музыку, например Баха, Моцарта или Чайковского (которые жили многие годы назад и по идее не попадают под закон о копирайте), возникает другая сложность: это произведение исполняют музыканты, с которыми также нужно решить пару правовых вопросов.
Можешь кстати попробовать музыку с musopen, который на пожертвования участников работал над этим вопросом, и сейчас предоставляет всем желающим качественную классическую музыку.
Creative commons
Creative Commons — это организация по лицензированию, благодаря которой авторы и правообладатели могут распространять произведения более широко и свободно, а потребители контента более просто и легко пользоваться этими произведениями.
Так как по закону об авторских правах в большинстве стран мира все права принадлежат авторам автоматически, то Creative Commons делают возможным передать некоторые права общественности посредством семейства готовых лицензий, признанных юридическими законодательствами многих стран.
Благодаря Creative Commons для начинающих кинематографистов появились большие возможности использования разнообразной музыки в учебных и некоммерческих целях.
Существует несколько лицензий Creative Commons, но самые популярные — это:
- CC Attribution-ShareAlike
- CC Attribution Non-commercial Share Alike
Довольно популярен сайт jamendo, на котором все желающие могут разместить композиции собственного производства и указать нужный тип лицензии, а все остальные вправе использовать эту музыку в соответствии с лицензией по своим нуждам.
На сайте есть раздел Pro, где предлагается заплатить внушительную сумму, если вам нужен трек для коммерческого использования или по другим причинам.
Еще один сайт бесплатной музыки — freesound. Присутствует коллекция звуковых эффектов и сэмплов. В отличие от Jamendo, Freesound не предлагает платной лицензии.
Об использовании их лицензий написано здесь.
Некоторые известные музыканты идут навстречу киношникам.
Например, Moby на своем сайте предлагает бесплатно использовать некоторую свою музыку для независимых фильммейкеров и кинолюбителей в некоммерческих или непрофессиональных фильмах.
Для коммерческого использования существует «легкая» лицензия, а прибыль уходит на благотворительность.
Продакшн-библиотеки
Продакшн-библиотеки — это ресурсы с музыкальными произведениями, которые создаются специально для кино- и медиапродукции.
Для создания оригинального музыкального звучания не приходится привлекать каждый раз необходимых специалистов: продакшн-музыка сочинена и записана ранее для применения в типичных по характеру произведениях.
Звучание произведений библиотек единообразно, имеет проверенную форму и стиль подачи для использования в конкретном производстве.
Например: напряженные моменты в триллере, романтическая мелодия в мелодраме, агрессивный трек в боевике, пафосные темы для эпических жанров.
Кроме того, изначально компании-производителю продакшн-библиотек принадлежат авторские и смежные права на произведения, что значительно упрощает процесс законного использования произведений продакшн-библиотеки в конечном продукте.
Качество данной музыки не уступает, и в ряде случаев выше даже высокобюджетных проектов, так как производители продакшн-библиотек не стеснены рамками времени, а также могут привлекать практически любые средства (композиторов, исполнителей, оркестры и т. д.) для построения выверенного музыкального образа.
Более того, режиссёр, изначально имеющий характерные примеры продакшн-музыки, выстраивает процесс съемки и последующий монтажный процесс в русле заранее определенного темпо-ритма, что позволяет достичь гармоничной связки видео и звуковой составляющей.
Продакшн-библиотеки содержат музыку, которая имеет как общую тематику использования, стиль, исполнение, так и вариации аранжировки, исполнения, сведения, а также «коммерческий» хронометраж (60, 30, 15 секунд).
Существует огромное количество продакшн-библиотек, предлагающих музыкальные произведения на любой вкус.
Цены варьируются от 10$ до нескольких тысяч за трек, в зависимости от того, где и как он будет использоваться.
Примеры: sounddogs, gettyimages, audionetwork, freeplaymusic.
Профессиональные музыканты
Если тебе нужна более тонкая и серьезная работа над саундтреком или фоновым сопровождением, то обращайся к профессионалам напрямую.
Но учитывай, что стоимость работы со студиями прямо зависит от количества затраченных часов и может обойтись в кругленькую сумму.
Попробуй изучить данный вопрос в социальных сетях и на специализированных сайтах, поищи фрилансеров, готовых написать музыку на заказ. Людей, желающих поработать над интересным проектом ради портфолио или за символическую плату, найти не так сложно.
А может среди твоих друзей есть музыканты, готовые поработать над фильмом бесплатно. С ними ты сможешь проводить больше времени, обсуждая задумку и экспериментируя со звуковыми эффектами.
Писать самому
Если ты чувствуешь в себе силы и творческий потенциал, то попробуй написать музыку сами.
Существует множество программ (FruityLoops, MixCraft, Acid Music Studio), с помощью которых можно подобрать нужные семплы и скомпоновать нужную мелодию, особенно если это ненавязчивая фоновая музыка.
Ты не ограничен во времени и никто с тебя не потребует денег.
Но стоит несколько раз подумать, готов ли ты тратить время или все-таки стоит поручить это занятие профессионалу?