Участие в IPO – мантра успеха для многих инвесторов. Заместитель директора управления инвестиционного консультирования ИК «Фридом Финанс» Вячеслав Степанов принял участие в подкасте «Калькулятор» (проект издания Meduza) и поговорил с ведущими о первичном размещении ценных бумаг. Они вместе разобрались, почему IPO так популярно, насколько рискованны такие вложения, почему современные инвесторы не уделяют достаточного внимания анализу компаний, которые готовятся к листингу, а также затронули много других вопросов.
Выделим несколько важных тем, которые обсуждались во время подкаста. Ссылка на полную запись будет в конце нашего материала.
Зачем частному инвестору покупать акции компаний на IPO
Банки постепенно заставляют население отказаться от сберегательных вкладов: их прибыльность непривлекательна из-за низких процентных ставок, которые даже не перекрывают инфляцию. Люди вынуждены нести деньги на фондовый рынок, где одни из самых высоких доходностей в последние годы приносит сектор IPO.
Первичное размещение привлекает инвесторов, цель которых – как можно дешевле купить то, что с течением времени будет стоить значительно дороже. Несмотря на высокий риск, люди готовы вкладываться в акции новых компаний, чтобы приумножить свой капитал.
Анализ перед покупкой акций на IPO: на что смотреть частному инвестору
Мы разбираем IPO в США, чтобы это было максимально понятно и наглядно – этот рынок интересует инвесторов больше всего. Начнем с того, что после принятия решения о выходе на биржу компания подает «инвестиционный меморандум» (форма S1). В форме S1 эмитент полностью описывает бизнес и предоставляет информацию о финансовых показателях. В отчете также фигурирует информация о перспективах и рисках вложения. Существует несколько вещей, на которые нужно обратить внимание.
- Первый пункт – кто выводит компанию на IPO. Если листингом занимается крупный андеррайтер или синдикат андеррайтеров (влиятельнейшие инвестиционные банки США), можно с уверенностью говорить о глубоком аудите всех показателей и правдивости всего, что указано в инвестиционном меморандуме. Вывод эмитентов на фондовый рынок – тоже бизнес, в первую очередь репутационный. Когда за IPO берутся крупные андеррайтеры, значит, компания стала интересным и привлекательным активом. Эти игроки отбирают в свой портфель только тех кандидатов, которые способны стать классной инвестиционной историей, поднять репутацию.
- Второй пункт анализа – как именно вы намерены заработать, вкладывая в IPO. При покупке акции инвестор планирует заработок на двух вещах: дивидендах или росте стоимости базового актива (самой ценной бумаги). На IPO сейчас преимущественно выходят акции роста и высокую оценку получают именно они. То есть в преимущественной позиции компании, которые захватывают свой рынок, агрессивно увеличивают долю присутствия и выручку. Такие бумаги приобретаются в надежде на их последующий рост, чтобы в будущем их можно было выгодно перепродать. Инвестировать в IPO ради дивидендов можно в том случае, когда листинг проводит стабильный бизнес.
- Третий пункт – анализ. Существуют две классические методики оценки компаний при инвестировании: метод дисконтирования денежных потоков (сколько компания будет зарабатывать через 5–10 лет) и оценка по мультипликаторам в сравнении с конкурентами. В базовом варианте также важно понимать, на сколько растет выручка компании год к году и как увеличиваются расходы. Желательно, чтобы выручка росла, а расходы пропорционально уменьшались. Это позволяет увидеть горизонт выхода компании в инвестиционную прибыль – когда ваш вклад начнет приносить доход. Еще при оценке компании хорошо учитывать, сколько стоит доллар выручки. Логика простая: если каждый $1 достается ей за 50 центов, все очень хорошо. Если на заработок $1 нужно потратить 90 центов, это нормально, и в такую компанию можно инвестировать. Когда на $1 выручки требуется $1,1 или больше, должны возникнуть сомнения в целесообразности покупки акций.
- Четвертый пункт – емкость рынка. Существует хрестоматийный пример компании GoPro (GPRO), которая показала великолепные результаты во время IPO, но в итоге уперлась в потолок своего рынка. У камер GoPro слишком узкий потребительский сегмент, компания продала продукцию всем, кто в ней нуждался, а дальше двигаться оказалось некуда. Год к году продавать продукцию на одном и том же рынке оказалось очень сложно.
- Пятый пункт – оценка крупными игроками. Частному инвестору можно опираться на модели оценки, которые предлагают крупные инвестиционные дома, букраннеры, андеррайтеры и брокеры. Но нужно учесть, что не существует универсальной методички, по которой можно инвестировать (так работает рынок). Это значит, что оценки Morgan Stanley или Goldman Sachs всегда будут различаться. Например, результаты анализа по одной из метрик – дисконтирование денежных потоков конкретной компании – у всех будут разными, потому что каждый аналитик использует ставку дисконтирования по своему усмотрению. Да, брокеры и инвестиционные дома дают оценку компании перед IPO, но она не всегда может оказаться правильной. Вопрос в доверии к источнику информации, на который вы опираетесь при инвестировании.
Аналитику и новости об IPO всегда можно найти на сайте ИК «Фридом Финанс».
На кого обратить внимание: IPO, участие в которых стоит обдумать
Первыми назовем Robinhood (о них мы упоминали здесь) – финтех-стартап, который постарался сделать инвестиции доступными для всех. Некоторые аналитики считают, что оценка компании составляет около $40 млрд.
Еще одна заметная компания – Stripe. Это еще один финтех, который в марте 2021-го признали самым дорогим в мире ($95 млрд). Его оценка оказалась выше, чем у SpaceX Илона Маска ($74 млрд). Stripe разрабатывает платформы обработки платежей, включая API (application programming interfaces) и пакеты Software as a service (SaaS), позволяющие осуществлять цифровые платежи. Среди более чем миллиона клиентов выделим Amazon, Zoom, Slack и Uber.
Полную версию выпуска «Делать из денег больше денег» подкаста «Калькулятор» можно послушать на сайте «Медузы», а также в Apple Podcasts, Spotify, Google Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox и на «Букмейте».