Найти тему
Светлана Дьяконова

Песни, исполненные мужскими голосами с хрипотцой

Оглавление
В сон мне жёлтые огни.
И хриплю во сне я…

В. Высоцкий

Говорят, низкий тембр голоса внушает доверие, его приятно слушать. Он богат обертонами, в нём нет провалов по звуку, в конце концов, он просто красив. Низкий голос с хрипотцой вообще творит чудеса с собеседником, звучит очень обоснованно и убедительно, призывает соглашаться. Женщины в таком голосе видят харизму, его носитель представляется им настоящим мужчиной, даже если внешние данные человека под это определение и не совсем подходят. Одним словом, низкий голос с хрипотцой – несомненный дар Природы!

А если таким голосом ещё и запеть…

Ну, таких певцов вполне достаточно. У всех людей ассоциации, конечно, возникают разные, лично я сразу же вижу Луи Армстронга. Мало того, что он выдающийся трубач, так ещё и обладатель своеобразного, только ему присущего голоса. Стоит услышать – и сразу же нет никаких сомнений в том, кто это поёт.

Louis Armstrong - What a Wonderful World

Вроде бы, возникает ощущение, что такие голоса присущи, в основном, англоязычным рок-исполнителям: английский язык чудесно ложится на рок-музыку, а низкий тембр голоса придаёт песне необходимую глубину звучания. Но это, конечно же, не совсем так: да, наверное, подавляющее число таких вокалистов действительно поёт на английском, и всё же голос с хрипотцой вселился и в другие языки. В итальянский, например, как ни странно. Вот, скажи мне: «Итальянская музыка», и я, в первую очередь, представлю себе певца-тенора. И это, возможно, правильно. Но всё же итальянская музыка – это не только Энрике Карузо, Марио Ланца, Пласидо Доминго и Лучано Паваротти. Это ещё и Тото Кутуньо.

Он вообще уникален! Природа наградила его не только харизматичным голосом, но и выдающимся композиторским даром. Вероятно, он и писал свои песни под себя, с учётом своего голоса, потому они и звучат в его исполнении так органично и красиво.

Toto Cutugno - Lasciatemi Cantare

Интересно, а как прозвучит эта песня, если её спеть без хрипотцы? А давайте послушаем! Специально своё мнение говорить не буду, но, надеюсь, что вы в комментариях по этому поводу выскажетесь.

The Gypsy Queens - L'Italiano

В принципе, голос с хрипотцой способен проявить себя в любом песенном жанре, но, на мой взгляд, более всего подходит для блюза и шансона.

Песня Bensonhurst Blues была написана Арти Капланом и им же исполнена в 1973-м году. Однако поистине легендарной популярности она добилась после того, как её спел Оскар Бентон. В нашу страну она пришла через фильм «За шкуру полицейского» с Аленом Делоном в главной роли. Там она лейтмотивом проходит по всему фильму, и каждый раз это звучит проникновенно и отчаянно. После фильма было много её перепевок: Челентано, Патрисия Каас, Лили Иванова (у нас русскоязычную версию спел Григорий Лепс), но исполнение Бентона – безусловно №1.

Oscar Benton - Bensonhurst Blues

Голосом с хрипотцой можно не только петь песни, их можно говорить. Ну, а как иначе назвать то, что делает Крис Ри, певец с печальными глазами? Свою знаменитую The Road To Hell («Дорога в ад») он именно проговаривает, ну, ещё немножко поёт в припеве. А ведь всё равно получается очень красиво и проникновенно!

Chris Rea - The Road To Hell

Вокалист и гитарист Slade Нодди Холдер – тоже обладатель такого голоса, что, пожалуй, в глэм-роке попросту необходимо. С 1971-го по 1976-й год группа выдала подряд 17 синглов, вошедших в топ-20 британского хит-парада и вышла по этому показателю на второе место, уступая только – конечно же – Битлз с их 22-мя синглами. Кстати, а ведь Маккартни, обладатель очень чистого голоса, просто мечтал спеть Oh Darling  голосом хриплым. Ну, не просто мечтал: Пол – человек не слова, но дела. Приходил в студию на насколько часов раньше всех остальных битлов и орал изо всех сил, чтобы ко времени записи голос стал уставшим и хриплым. Добился, конечно.

А вот Холдеру таких мучений не надо: у него от природы голос уже хриплый!

Slade - Ooh La La In L.A.

Что касается нашей страны, то все мы, как один человек, первым назовём, конечно же, Владимира Высоцкого. Или Володю, как любовно называли мы его тогда, в 60-х. Он был нашим близким другом: каждый вечер приходил к нам в гости, пусть и в виде голоса с магнитофонной ленты. Но обязанности старшего друга выполнял безукоризненно: рассказывал нам что-нибудь безумно смешное («Бывший лучший, но опальный стрелок») или страшное («Стоял тот дом, всем жителям знакомый»), или философское (Я не люблю»), романтическое «Вершина») и пр. Просвещал и по политическим вопросам («Письмо рабочих тамбовского завода китайским руководителям»). Эх, что и говорить, Высоцкий был по-настоящему любим! Государство не удостоило его звания «Народный артист», а он на самом деле им и был! Просто без звёзд и регалий.

Владимир Высоцкий и Нодди Холдер.
Владимир Высоцкий и Нодди Холдер.

Нет никаких сомнений в том, что Владимир Высоцкий – великий поэт, но немалую роль в нашей к нему любви сыграл и его голос: очень своеобразный и единственный. Я и до сих пор не могу воспринимать его песни в чьём-то другом исполнении – только он. Ну, то, что мы в компании его песни поём – это же совсем другое! Нам можно, мы его любим.

Владимир Высоцкий - «Я не люблю»

Собственно, сегодняшняя подборка песен (почти все иностранные) других вариантов для караоке и не оставляет! Так что...

Владимир Высоцкий - «Лирическая» (караоке)

Ну вот и всё. Всем – хорошего настроения!