Найти тему

Откуда и когда появилось мнение о русских как нации рабов

Одежда русских и татар в XVII столетии. Иллюстрация из книги Д.А. Ровинского "Материалы для русской иконографии".
Одежда русских и татар в XVII столетии. Иллюстрация из книги Д.А. Ровинского "Материалы для русской иконографии".

Как вы помните, мы уже обсуждали с вами начало информационных войн против России («Информационные войны: от века XVI до сегодняшнего – что общего», «Авторы антирусских памфлетов XVI века. Про какие ужасы они рассказывали»).

Европейское мнение о русских как нации рабов, нации грубой, невежественной, начало формироваться еще до Ливонской войны, но также с подачи европейских авторов. Не будем делать разборов творений Матвея Меховского, Иоганна Боемия, Виллибальда Пиркгеймера. Остановимся на одной работе, наиболее полно выразившей точку зрения европейцев на Московию и московитов.

Карта России Герберштейна, гравированная Гиршфогелем в 1546 г.
Карта России Герберштейна, гравированная Гиршфогелем в 1546 г.

В 1517 и 1526 гг. Московское государство Василия III посещает дипломат Священной Римской империи Сигизмунд Герберштейн. В 1549 г в Вене выходят его «Записки о Московии». Приведем две цитаты из его сочинения: «Этот народ [русские] находит больше удовольствия в рабстве, чем в свободе». «… все они называют себя холопами, т. е. рабами государя». Герберштейн стремится доказать, что в России рабство является не только естественным, природным для народа существованием с правом владения и торговли людьми, но что в стране принято тотальное рабство с не ограниченной властью великого князя над знатью и простонародьем. Досталось даже калачам на великокняжеском пиру - хлебы, «имеющие вид лошадиного хомута», означают, по мнению Герберштейна, «для всех, их вкушающих, тяжкое иго и вечное рабство». Так что, калачи не ешьте, а то рабами станете.

Иллюстрация из книги С. Герберштейна "Записки о Московии".
Иллюстрация из книги С. Герберштейна "Записки о Московии".

Систему правления России Герберштейн определял как «тиранию». Все логично: если население рабы, то правитель – тиран, а государственный строй – тирания. А откуда вытекает такой вывод? А вот откуда: «то ли народ по своей грубости нуждается в государе-тиране, то ли от тирании государя сам народ становится таким грубым, бесчувственным и жестоким». Замкнутый круг.

Из выведенных постулатов следует, что Россия никаким боком не соответствует установленным в Европе принципам и нормам правления и культуры. Это дикая, варварская страна, враждебная цивилизованному Западу, и поступать с ней и ее населением нужно соответственно – как с дикарями – крестить, вернее, перекрещивать в правильную веру огнем и мечем. А, если не получится, то оставить лояльных, а остальных истребить. Позиции Запада остались неизменными до нашего времени.