Найти тему
Спорт Рупор

Зачем нужна амортизация на велосипеде?

Оглавление
Работа заднего амортизатора велосипеда
Работа заднего амортизатора велосипеда

Сегодня мы рассмотрим достаточно обычную тему с очень необычной стороны. По определению, Амортизация - система упругих опор, на которые устанавливается объект с целью защиты его от внешних динамических воздействий. Но если переводить с русского на русский, то Амортизация - это процесс гашения колебаний, возникающих при ударе о поверхность дороги. Закономерно возникает несколько вопросов:

  • Зачем нужна амортизация?
  • От чего зависит амортизация?
  • Когда нужна амортизация?

Зачем нужна амортизация?

Cannondale Topstone Lefty 2021 с системой одноногой амортизацией
Cannondale Topstone Lefty 2021 с системой одноногой амортизацией

  1. Первая и самая важная функция амортизации – это контакт с поверхностью. То есть, амортизация позволяет иметь постоянный контакт с поверхностью земли. Зачем это нужно? На самом деле, все просто: представьте, что вы едете на автомобиле по дороге. Если дорога асфальтированная и достаточно ровная, то автомобиль способен выдать свою максимальную скорость, и в то же время быть достаточно управляемым, т.к. колеса всегда находятся в контакте с дорожным покрытием. А теперь представьте проселочную дорогу: автомобиль будет все время подпрыгивать, терять контакт с поверхностью дороги, терять в скорости и управляемости (к сожалению, только в видеоиграх автомобилем можно управлять в полете). Конечно, есть умельцы, которые гоняют по проселочной дороге 90 км/ч, но это действительно сложно и требует большого количества практики.
  2. Вторая функция амортизации - это контроль. Любая неровная поверхность дестабилизирует велосипедиста, потому что происходят удары в руль, в следствие чего контроль теряется. Амортизация позволяет не терять контроль за счет смягчения ударов, что позволяет управлять велосипедом более стабильно.
  3. Третья функция - это банальный комфорт. Большинство людей думает, что это и есть первоначальная функция амортизации, и действительно, на самом деле в этом есть серьезная доля правды. Комфорт – то, что ищут от велосипеда большинство покупателей, незаинтересованных в профессиональном велоспорте. Следовательно, не уделять должного внимания контролю для производителей просто невыгодно. Для новичков амортизация - это немаловажно, т.к. она помогает чувствовать себя комфортно во время велопрогулки.

От чего зависит амортизация?

Вот список элементов велосипеда, от которых зависит амортизация (от наибольшего влияния на этот параметр к меньшему):

  1. Амортизаторы
  2. Колеса
  3. Материал рамы
  4. Дополнительные элементы

Амортизаторы

Передний амортизатор велосипеда (или вилка)
Передний амортизатор велосипеда (или вилка)

Начнем с них, потому что все-таки они были созданы для того, чтобы гасить вибрации. Амортизаторы могут быть представлены в виде переднего амортизатора (или как его еще называют Вилка), и в виде заднего амортизатора. Конструкция амортизатора условно делится на две части - это внешний неподвижный корпус и внутренний подвижный элемент

Амортизаторы бывают 3 видов:

1. Воздушный – самый дорогой и наилучший по своим характеристикам вид амортизатора. Он имеет много преимуществ: износостойкость, настройка под велосипедиста, легкость

Воздушный амортизатор
Воздушный амортизатор

2. Пружинно-масляный – средний уровень амортизатора. Достаточно долговечный тип амортизатора. Срок службы в большинстве случаев зависит от пружины, а точнее от того, насколько быстро она потеряет эластичность.

Пружинно-масляный
Пружинно-масляный

3. Пружинно-эластомерный – самый простой вариант амортизатора. По сути - это пружина, которая имеет цилиндрический стержень. Работает так себе, особенно в мороз.

Пружина с эластомером
Пружина с эластомером

Любой Амортизатор имеет ход. Ход - это величина, которая показывает, на сколько способен сжаться тот или иной амортизатор. Для чего же необходимо это сжатие? Представьте небольшую кочку, на которую вы наезжаете на большой скорости, сидя на велосипеде. Сила удара должна быть максимально скомпенсирована амортизатором, ведь это его прямая задача. Как раз небольшую кочку может погасить вилка с небольшим ходом, в районе 100мм. А что если вы летите с горы и у вас много кочек, которые вы соберете буквально за 1-2 секунды? Ну, во-первых, молитесь за свою жизнь и жизнь вашего железного коня, ведь без должной подготовки и оборудования таким заниматься не стоит. Но если вы все-таки решились заняться даунхиллом, то вам нужны большие ходы, нет, ОЧЕНЬ большие ходы, чтобы не потерять контроль над велосипедом. Именно поэтому на даунхилл велосипеды ставят ходы 200мм.

В зависимости от поверхности земли и конструктива велосипеда применяется следующая градация в амортизации:

  1. 20-40мм – гравийные амортизаторы
  2. 40-80мм – городские или гибридные велосипеды
  3. 100-120мм – кросс кантри
  4. 130-140мм – трейл
  5. 150-180мм – эндуро
  6. 200мм – даунхилл

Колеса

Покрышки для маунтинбайка
Покрышки для маунтинбайка

Тут все тоже достаточно просто и с примерами. Классический горный шоссер имеет ширину колеса и покрышки 25мм, а какой-нибудь фэтбайк имеет ширину покрышки аж 10 см. Итак, здесь логика проста: чем шире ваша покрышка с ободом, тем больше будет амортизироваться удар от поверхности. Опять же, можно привести неплохое сравнение: Представьте, вы идете по тротуару, уткнувшись в ваш новенький 12 айфон и вдруг происходит неожиданная встреча с бордюром или фонарным столбом. Как следствие, телефон падает. При каких обстоятельствах шанс того, что он разобьется выше? Если телефон падает на ребро – шанс повреждения выше, чем если телефон упадет плашмя. Так же и с колесами. Попадая на шоссейном велосипеде в ямку, вы ощущаете ее очень сильно, когда на фэтбайке, вы ее просто не заметите. Итак, какая ширина покрышек обычно распространена? У шоссейных велосипедов градация следующая:

  • Горные шоссеры: 23-25. Амортизация: 0/5
  • Аэрошоссеры: 25. Амортизация: 0/5
  • Эндуранс шоссеры: 28-32. Амортизация: 1/5
  • Циклокросс: 32. Амортизация: 2/5
  • Гравийные: 35. Амортизация: 3/5

У МТБ следующая градация, но оценки амортизации покрышек не будет, так как в этих байках больше работают амортизаторы:

  • Кросс кантри: 2.0 – 2.2
  • Трейл: 2.25 – 2.6
  • Эндуро и Даунхилл: 2.3 – 2.6
  • 27+: 2.8 – 3.0
  • Фэтбайки: 4.0-5.0
Фэтбайк с широкими покрышками
Фэтбайк с широкими покрышками

Естественно, еще все зависит от давления в покрышках. Более маленький диапазон давления в колесах дает больше комфорта, но меньше скорости и четкости движения.

Материал рамы

Это тоже достаточно важный амортизационный элемент. На самом деле, куда большую роль играет сама геометрия рамы, которая зачастую и создана для амортизации. Но, если мы захотим углубиться в эту тему, то придется писать отдельную статью и снимать новый ролик. И так, какой материл лучше всего абсорбирует вибрации:

1. Карбон имеет самый высокий показатель. Зачастую, даже не сам материал обладает этими свойствами, а хитрость инженеров, которые в некоторых случаях утолщают узлы, а в некоторых уменьшают слои карбона для легкости и мягкости

Карбоновая рама российского бренда Format
Карбоновая рама российского бренда Format

2. Вы удивитесь, но дальше идет сталь. Сталь хорошо абсорбирует все неровности. Первые МТБ велосипеды были стальные без амортизационных вилок и на них катались вполне быстро, в том числе из-за свойства стали абсорбировать вибрации

Стальная рама
Стальная рама

3. А вот алюминий хуже всех абсорбирует удары. По сути, этот материал чувствует все кочки. Но увы, аналога по весу и по цене в мире нет

Алюминиевая рама тайванского бренда Giant
Алюминиевая рама тайванского бренда Giant

Дополнительные элементы

И финальным источником амортизации являются дополнительные элементы. Я перечислю ряд интересных технологий, которые не попадают в основной список амортизационных элементов:

Future Shock 2.0 – от бренда Specialized. Это микро катридж в рулевой части шоссейных велосипедов Roubaix и Diverge с ходом в 20мм.

Future Shock 2.0 от компании Specialized
Future Shock 2.0 от компании Specialized

Kingpin Suspension – от бренда Cannondale. Это шарнир в гравийнике Cannondale Topstone, который соединяет верхние перья с подседельной трубой. Супер крутое решение, которые увеличивает амортизацию задний оси велосипеда.

Kingpin Suspension от компании Cannondale
Kingpin Suspension от компании Cannondale

FAST – технология от компании Felt, которая использовалась на MTB XC Felt Edict. Технология использует гибкость верхних перьев в контр движение заднего амортизатора, что дает супер контроль про катании

Felt Edict 2016
Felt Edict 2016

Когда нужна амортизация?

Давайте скажем честно, новичку все равно на ее наличие, но ее отсутствие вызывает дискомфорт. И именно поэтому я считаю, что гравийный велосипед в качестве первого не стоит рассматривать. Пробуйте в нашей стране сначала МТБ или Гибриды - они прощают некоторые ошибки при езде.

Амортизация нужна, когда под колесами очень быстро меняется поверхность. То есть, бывают ситуации, когда ландшафт у вас ух какой переменный, но вы больше 10км/ч по нему не будете передвигаться, потому что тупо не хочется. Или наоборот, у вас идеальный асфальт под колесами и вы по нему несетесь абсолютно без проблем и без какой-то там амортизации.

Именно динамическое изменение поверхности требует амортизации. Мы возьмем лес и рассмотрим разные ситуации, когда амортизация может понадобиться, а когда можно обойтись и без неё.

  1. Если вы катаетесь в лесу, со средней скоростью 20км/ч, и у вас под колесами очень много корней, то амортизация в 100мм вам нужна. То есть корни – это резкое изменение ландшафта, но не такое резкое, как трейл, где нужна амортизация в 130-140мм.
  2. Если вы катаетесь в лесу, со средней скоростью 20км/ч, и у вас под колесами мелкие неровности, такие как кочки, шишки, палки и так далее, то вам амортизация потребуется в районе 60-80мм, как у большинства гибридов. Это сохранит высокую динамику велосипеда и сэкономит вам силы на педалировании.
  3. Если вы катаетесь в лесу, по идеально ровным тропинкам со средней скоростью 25 км/ч, то вам амортизация не нужна в прямом виде. В такой ситуации вам нужна широкая покрышка, как у гравийного или МТБ ХТ велосипеда.

В большинстве городских ситуациях амортизация в принципе не нужна, так что просто не перебарщивайте с ней.

Смотрите видео на эту тему на моём канале на YouTube:

\