Часто подростки, приходя на консультацию к психологу жалуются на родителей, как это делала Диана, 16 лет:
«Мама меня не слушает, не понимает. Я ей одно, а она мне другое. Я не хочу ей ничего рассказывать».
В такой ситуации очень сложно надеяться на хорошие взаимоотношения между родителем и ребенком.
После того, как с мамой Дианы провели занятия по эмпатийному слушанью, она сказала:
"Наши отношения с дочкой значительно улучшились. А я всего-то научилась ее правильно слушать"
Шаг за шагом становимся ближе к нашему ребенку. Учимся слушать и слышать нашего ребенка.
Правила эмпатийного (внимательного, сопереживающего) слушания:
1 правило «Настрой на собеседника»
Настраиваемся на нашего ребенка – откладываем наши переживания или домашние дела и уделяем внимание нашему собеседнику. Если ребенок хочет поговорить с Вами, не упустите этот шанс.
Нельзя слушать ребенка и одновременно готовить борщ или мыть посуду.
Картина эта выглядит обычно так – мама, отвернувшись к печке что-то «Угукает», у ребенка остается впечатление, что он говорит со стенкой или говорит в «пустоту».
Отложите в сторону фартук. Это действие само по себе будет означать:
«Ты мне сейчас важнее, чем все, что происходит вокруг».
Постарайтесь сесть рядом и отставить в сторону все предубеждения относительно собеседника. Так у Вас получится почувствовать, что чувствует ребенок.
2 правило «Повторяем слова, движения»
Об этом способе многие слышали, но применять его не все могут. Ребенок лучше раскроется Вам и разговор пойдет лучше, если Вы будете копировать то, что делает он.
Конечно, это нужно делать аккуратно, не устраивать из этого шоу.
- Если Ваш ребенок сидит запрокинув ногу за ногу, то и Вы так сядьте.
- Если он держит в руке карандаш и потихоньку стучит им по столу во время разговора, то и Вы невзначай возьмите карандаш в руку.
- Если он немного раскачивается из стороны в сторону, то не одергивайте его ( в другой раз сделаете замечание), а попробуйте тоже покачаться сами.
Также, если Вы будете повторять слова из его рассказа, как бы уточняя для себя какой-то момент, то это тоже благотворно будет влиять на ход беседы.
Девушка подросток рассказывает маме о своем парне:
«Мам, я у него на страничке в ВК увидела его бывшую. Почему он ее не удалил? Теперь постоянно думаю об этом
Мама, внимательно слушает и повторяет:
«Увидела его бывшую в ВК…Теперь думаешь, почему не удалил…»
Ничего нового говорить то и не надо, но ребенок уже будет чувствовать участие.
3 правило «Держать паузу»
Когда ребенок рассказывает Вам о своей проблеме, то после Вашего ответа не спешите – не «забивайте эфир». Ответили и помолчите. Пусть Ваш собеседник подумает над вашим ответом.
Не нужно говорить без умолку - высказывать дополнительные соображения, уточнения, разъяснения.
Пауза нужна, чтобы ребенок разобрался в своих переживаниях, переварил информацию. Если говорить постоянно, то этого времени у него не будет.
4 правило «Не делать предположения»
Мы слушаем ребенка для того, чтобы он смог разобраться в своих чувствах. Не нужно говорить:
«Это у тебя потому, что …» или «Все понятно, я тебе об этом говорила, это все потому что…».
Ребенку не нужно сейчас объяснять причину возникновения его чувства.
5 правило «Говорит не умолкая – пусть говорит!»
Если ребенок возбужден настолько, что не может остановиться в своих переживаниях и говорит без умолку («не закрывая рта»), – дайте ему эту возможность.
Не прерывайте. Пусть выговорится!
Достаточно просто сидеть рядом, кивать головой и время от времени «угукать»
6 правило «Сам захотел»
Метод сопереживающего (эмпатийного) слушанья можно применять только, если ребенок этого сам захотел и ему нужно поделиться с Вами переживанием.
Т.е. изначально инициатива должна быть от ребенка, а не от Вас. Если Вы бегаете за ним с расспросами, а он не расположен отвечать, то ничего не получится, как бы Вы не хотели применить на деле этот метод.
Становимся ближе к нашим детям. Слушаем их вниматильно.