Найти в Дзене

Как помочь подростку? "Я научилась правильно слушать свою дочь и наши отношения улучшились"

Оглавление

Часто подростки, приходя на консультацию к психологу жалуются на родителей, как это делала Диана, 16 лет:

«Мама меня не слушает, не понимает. Я ей одно, а она мне другое. Я не хочу ей ничего рассказывать».

В такой ситуации очень сложно надеяться на хорошие взаимоотношения между родителем и ребенком.

После того, как с мамой Дианы провели занятия по эмпатийному слушанью, она сказала:

"Наши отношения с дочкой значительно улучшились. А я всего-то научилась ее правильно слушать"

Шаг за шагом становимся ближе к нашему ребенку. Учимся слушать и слышать нашего ребенка.

Правила эмпатийного (внимательного, сопереживающего) слушания:

1 правило «Настрой на собеседника»

Настраиваемся на нашего ребенка – откладываем наши переживания или домашние дела и уделяем внимание нашему собеседнику. Если ребенок хочет поговорить с Вами, не упустите этот шанс.

Нельзя слушать ребенка и одновременно готовить борщ или мыть посуду.

Картина эта выглядит обычно так – мама, отвернувшись к печке что-то «Угукает», у ребенка остается впечатление, что он говорит со стенкой или говорит в «пустоту».

Отложите в сторону фартук. Это действие само по себе будет означать:

«Ты мне сейчас важнее, чем все, что происходит вокруг».

Постарайтесь сесть рядом и отставить в сторону все предубеждения относительно собеседника. Так у Вас получится почувствовать, что чувствует ребенок.

2 правило «Повторяем слова, движения»

Об этом способе многие слышали, но применять его не все могут. Ребенок лучше раскроется Вам и разговор пойдет лучше, если Вы будете копировать то, что делает он.

Конечно, это нужно делать аккуратно, не устраивать из этого шоу.

  • Если Ваш ребенок сидит запрокинув ногу за ногу, то и Вы так сядьте.
  • Если он держит в руке карандаш и потихоньку стучит им по столу во время разговора, то и Вы невзначай возьмите карандаш в руку.
  • Если он немного раскачивается из стороны в сторону, то не одергивайте его ( в другой раз сделаете замечание), а попробуйте тоже покачаться сами.

Также, если Вы будете повторять слова из его рассказа, как бы уточняя для себя какой-то момент, то это тоже благотворно будет влиять на ход беседы.

Девушка подросток рассказывает маме о своем парне:

«Мам, я у него на страничке в ВК увидела его бывшую. Почему он ее не удалил? Теперь постоянно думаю об этом

Мама, внимательно слушает и повторяет:

«Увидела его бывшую в ВК…Теперь думаешь, почему не удалил…»

Ничего нового говорить то и не надо, но ребенок уже будет чувствовать участие.

3 правило «Держать паузу»

Когда ребенок рассказывает Вам о своей проблеме, то после Вашего ответа не спешите – не «забивайте эфир». Ответили и помолчите. Пусть Ваш собеседник подумает над вашим ответом.

Не нужно говорить без умолку - высказывать дополнительные соображения, уточнения, разъяснения.

Пауза нужна, чтобы ребенок разобрался в своих переживаниях, переварил информацию. Если говорить постоянно, то этого времени у него не будет.

4 правило «Не делать предположения»

Мы слушаем ребенка для того, чтобы он смог разобраться в своих чувствах. Не нужно говорить:

«Это у тебя потому, что …» или «Все понятно, я тебе об этом говорила, это все потому что…».

Ребенку не нужно сейчас объяснять причину возникновения его чувства.

5 правило «Говорит не умолкая – пусть говорит!»

Если ребенок возбужден настолько, что не может остановиться в своих переживаниях и говорит без умолку («не закрывая рта»), – дайте ему эту возможность.

Не прерывайте. Пусть выговорится!

Достаточно просто сидеть рядом, кивать головой и время от времени «угукать»

6 правило «Сам захотел»

Метод сопереживающего (эмпатийного) слушанья можно применять только, если ребенок этого сам захотел и ему нужно поделиться с Вами переживанием.

Т.е. изначально инициатива должна быть от ребенка, а не от Вас. Если Вы бегаете за ним с расспросами, а он не расположен отвечать, то ничего не получится, как бы Вы не хотели применить на деле этот метод.

Становимся ближе к нашим детям. Слушаем их вниматильно.