1. «Сайлент Хилл» (2006)
Добротные экранизации игр можно пересчитать по пальцам. Silent Hill повезло, хотя кинокритики разгромили ее в пух и прах. И правда, здесь не блещут актеры, сложно назвать оригинальным сюжет, да и спецэффектов совсем не много. Но как же здóрово передана давящая атмосфера упадка города!
Роуз везет свою приемную дочь в Сайлент Хилл, который девочка видит во время припадков. У самого города они попадают в аварию — ребенок пропал, а Роуз принимается за поиски. Потом будут туман, ночь, сектанты, пирамидоголовый и прочая чертовщина. Страшно? «Сайлент Хилл» вряд ли можно назвать стопроцентным фильмом ужасов, но итоговое впечатление от него остается именно такое — слегка безумное и кошмарное.
Несмотря на расцвет цифровой эры, абсолютное большинство образов в картине созданы с помощью грима. Может быть, именно это придает ленте некий налет душевности? Как бы то ни было, уверены, что «Сайлент Хилл» заслуживает право занять почетное десятое место в нашем рейтинге.
2. «Звонок» (1998, 2002)
Более 20 лет назад японский кинематограф озадачил западный мир новым образом, которому суждено было стать каноничным. Та картина была не очень удачной, однако в 1998 году на ее основе сняли ставшую более популярной версию истории о девочке-утопленнице с черными волосами. Несколько лет к этому безобразию присматривался Голливуд, который в 2002 году выпустил свою киноверсию ужастика… Сколько всего было снято адаптаций, сиквелов, ремейков и спин-оффов «Звонка», теперь уже вряд ли можно подсчитать.
Успех франшизе принесло обращение авторов к поп-символам того времени (видеокассета с загадочной записью, трель проводного телефона и школьная страшилка типа «вы все умрете через семь дней!»). Казалось, вот-вот — и все это может произойти с тобой. Ведь все так реально!
3. «Вий» (1967)
Ни до, ни после «Вия» в СССР и России не снимали столь же качественно поставленных классических ужастиков. Экранизация мистической повести Николая Гоголя для своего времени вышла настолько жуткой и одновременно притягательной, что миллионы зрителей толпами валили в кинотеатры и смотрели по несколько сеансов, не веря, что в стране с фильмами о светлом коммунистическом будущем и героическом прошлом могли снять такое.
Тягучая атмосфера старых деревенских тайн, бледная панночка в исполнении Натальи Варлей, трухлявый гроб, покосившаяся церквушка, от которой прямо с экрана тянет сырым могильным поветрием. Ползающие по стенам лысые вурдалаки с длиннющими ушами выглядели ничуть не хуже, чем твари из ранних работ Джорджа Ромеро или Сэма Рэйми. Черт возьми, от всего этого даже сегодня что-то холодеет внутри!
Сам Вий, конечно, сейчас смотрится скорее карикатурно, нежели страшно, но в детстве чудище со своей коронной фразой «Поднимите мне веки» вызывало оторопь. Эх, как все ждали, чтобы петухи пропели поскорее! В итоге — гениально поставленный ужастик, феерический грим, мастерски накаляемая атмосфера. Спустя полвека после релиза фильм ничуть не устарел, не считая разве что самого Вия.
4. «Ведьма из Блэр» (1999)
Потрясающе противоречивый проект, который в свое время наделал немало шума. Картина породила целый поджанр фильмов ужасов (но не всегда только их) под названием мокьюментари. Это псевдодокументальные ленты, призванные убедить зрителя, будто все, что они видят на экране, происходило на самом деле (благо под рукой оказалась камера).
«Ведьма из Блэр» в рамках рекламной кампании всерьез преподносилась как уцелевшая запись от четверых студентов, заблудившихся в лесу. На сайте IMDb актеров, снявшихся в фильме, пометили как пропавших без вести и предположительно погибших. А сколько горячих споров было, настоящее кино или нет!
«Ведьма из Блэр», разумеется, чистой воды коммерческий проект. Причем один из самых удачных в истории кино, потому что смехотворный бюджет в $40 тыс. окупился более чем в три тысячи раз. Но даже с учетом всей фейковости смотреть «Ведьму из Блэр»… не то чтобы невыносимо ужасно — скорее, неуютно. Некий почти иррациональный природный страх время от времени дает о себе знать.
5. «Зловещие мертвецы» (1981)
Простейший, даже примитивный фильм, сделанный на коленке за сущие гроши. С другой стороны, это культовая классика, оказавшая влияние на развитие всего жанра. И, конечно, страшная и смешная одновременно. Причем пропорции веселья и ужаса напрямую зависят от возраста зрителя, решившегося на просмотр сказки про оживших мертвецов.
Молодая компания в составе пяти человек приезжает отдохнуть в какую-то гнилую хижину на краю вселенной. Дешево же — почему бы и нет? Может, все бы прошло хорошо и не было бы фильма, но где-то в закромах избушки нашлась книга «Некрономикон» в переплете из человеческой кожи. Кто-то необдуманно читает из нее заклинание… Ну вот, теперь Эшу придется сражаться с ожившими мертвецами.
«Зловещие мертвецы» стали эталоном для подражания. Группка молодежи, заброшенное место, необдуманное обращение с артефактом, зомби, мертвецы и твари… Этот коктейль постоянно используется по сей день.
6. «Изгоняющий дьявола» (1973)
В конце 1960-х и в 1970-е годы тема дьяволизма была особенно модной. Появились такие фильмы, как «Ребенок Розмари», «Омен». Но меня почему-то больше всего впечатлил именно «Изгоняющий дьявола».
Дело в который раз за умело нагнетаемой атмосферой. Отвращение и натурализм здесь соседствуют с внешне обычным благопристойным жилищем. Как раз на контрасте между повседневностью и непостижимым для человека мракобесием возникает постоянно давящее во время просмотра тревожное ощущение, уходящее только в финале фильма.
Фильм рассказывает про обряд изгнания дьявола из одержимой 12-летней девочки. Бес чрезвычайно силен и способен обвести вокруг когтистого пальца даже профессионалов своего дела. А в какой-то момент начинает казаться, что это и есть начало апокалипсиса — вот оно, в особняке, в теле девочки-подростка.
7. «Нечто» (1982)
Больше всего человека пугает ощущение неизвестности. Что там, за поворотом? Уж не притаилось ли что? Откуда внутри это ледяное ощущение опасности с робко бередящим душу призывом «Беги! Беги!.. Поздно». Стоит перевести дух, как накрывает очередное: «А если колючие звезды принесут сюда гораздо больше невообразимо чуждого нам мира?»
Норвежские полярники раскапывают застрявший во льдах космический корабль. Он пролежал здесь десятки, если не сотни тысяч лет, но выживший член команды готов выйти из спячки и начать действовать. Для начала можно незаметно вселиться в кого-нибудь из этих мерзких людишек, а придет время — покажем им свои шикарные тентакли.
Фантасмагоричные образы, напряженная детективная линия с выявлением пришельца, ощущение одиночества и покинутости в буквальном смысле на краю Земли — все это мастерски использовано режиссером Джоном Карпентером для создания одного из самых пугающих фильмов в истории кино.
8. «Чужой» (1979)
Всепоглощающе ужасный — и потому прекрасный фильм. Снова замкнутое пространство, отрезанность от цивилизации и неравные условия, в которые поставлен человек перед лицом всемогущего Чужого.
Сюжет фильма расписывать смысла нет: его наверняка знают даже те, кто каким-то удивительным образом смог избежать просмотра ленты. Что ж, таким людям можно только позавидовать, ведь психика целее будет. Другим же приходилось съеживаться в кресле под гнетом постоянно нарастающего ощущения тревоги. Порой напряжение становилось невыносимым, и тогда можно было тайком закрыть глаза и отдохнуть, сбить адреналин.
«Чужой» — глыба необъятных размеров во всем кинематографе, даже если не ограничиваться условными рамками ужасов. Здесь правильно сделано все: каждый эпизод, кадр, винтик. Великолепный дизайн и работы Гигера окончательно подняли ленту на недосягаемую высоту для всех подражателей и, к сожалению, для самого Ридли Скотта тоже.