Найти в Дзене
Kettler

Люди в истории // Уильям Ширер

Предисловие В сегодняшней долгожданной статье мы будем говорить о Уильяме Ширере - американском журналисте, военном корреспонденте, работавшем в Гитлеровской Германии в период с 1934 по 1940 года. Он освещал съезды НСДАП, речи Гитлера, даже Олимпийские игры 1936 года в Берлине. Самым значимым событием Второй мировой, которое ему удалось осветить, стала нацистская оккупация Франции 1940 года. Главным образом он известен благодаря книгам "Берлинский дневник" и "Взлёт и падение Третьего рейха". Последняя даже удостоилась Национальной книжной премии в 1961 году. Детство и юность Герой статьи был рожден в 1904 году в Чикаго, его отец был адвокатом. Вскоре он умер, и Уильям вместе с семьёй переехал в местечко Сидар-Рапидс, штат Айова. Конечно, без отца семье будущего корреспондента жилось туго, поэтому Уильям был вынужден еще ребенком продавать газеты и яйца, чтобы хоть как-то помочь семье. В этом небольшом городке он провел весь свой сознательный возраст и получил образование в коллед
Оглавление

Предисловие

В сегодняшней долгожданной статье мы будем говорить о Уильяме Ширере - американском журналисте, военном корреспонденте, работавшем в Гитлеровской Германии в период с 1934 по 1940 года.

Уильям Ширер
Уильям Ширер

Он освещал съезды НСДАП, речи Гитлера, даже Олимпийские игры 1936 года в Берлине. Самым значимым событием Второй мировой, которое ему удалось осветить, стала нацистская оккупация Франции 1940 года. Главным образом он известен благодаря книгам "Берлинский дневник" и "Взлёт и падение Третьего рейха". Последняя даже удостоилась Национальной книжной премии в 1961 году.

Детство и юность

Герой статьи был рожден в 1904 году в Чикаго, его отец был адвокатом. Вскоре он умер, и Уильям вместе с семьёй переехал в местечко Сидар-Рапидс, штат Айова.

Современный Сидар-Рапидс, вид сверху
Современный Сидар-Рапидс, вид сверху

Конечно, без отца семье будущего корреспондента жилось туго, поэтому Уильям был вынужден еще ребенком продавать газеты и яйца, чтобы хоть как-то помочь семье. В этом небольшом городке он провел весь свой сознательный возраст и получил образование в колледже Коу.

Начало карьеры журналиста

Начало карьеры Ширера пришлось на 1925 год. В этом году Уильям, едва окончивший колледж, поехал в Европу. "Уехал на лето, а вернулся через 15 лет", - гласит цитата из послесловия в современном издании "Взлета и падения Третьего Рейха". За те 3 месяца он успел побывать в Англии, Бельгии и Франции, где и нашел свою первую работу в газете Chicago Tribune, после чего обосновался в Париже.

Один из первых логотипов издания "Chicago Tribune"
Один из первых логотипов издания "Chicago Tribune"

Во французском бюро этого издания работало множество "матерых" журналистов, но Уильям доказал свою проф. состоятельность, а после изучения языков(Немецкого, итальянского и испанского) в 1928 году стал европейским корреспондентом в материнском издании "Tribune".

1928-1931

Этот период жизни Уильяма Ширера примечателен богатством на события. За 3 года ему удалось осветить IX Олимпийские игры в Амстердаме(1928) и коронацию короля Афганистана Надир-Шаха(1929). Но вишенкой на торте стала встреча с Махатмой Ганди в Индии, во время которой Ширер успешно расположил к себе национального героя Индии.

-4

Также он встретился с лауреатом Нобелевской премии по литературе Эрнестом Хемингуэем, Фитцжеральдом и другими известными литераторами.

1931-1934

В 1931 году нашего героя ждало серьёзное повышение, и он стал шефом центральноевропейского бюро, не поверите, в уже знакомом нам "Chicago Tribune", а конкретно в Вене, столице Австрии. Там он нашел себе первую жену - австрийского фотографа Терезу Штиберитц, которую он оформил в качестве помощника, а она, в свою очередь, родила ему двух дочерей - Ингу и Линду. Потом наступила Великая Депрессия, изначально возникшая в США(1929), но ее влияние Европу было ярко выражено лишь в 1932. Как нетрудно догадаться, из-за кризиса Уильям потерял работу и уехал жить в Льорет-де-Мар, Испания.

Современный Льорет-де-Мар
Современный Льорет-де-Мар

"Это был самый лучший, самый счастливый и самый обделённый событиями год" - писал Уильям о 1933-ем. В это время он жил с женой на свои накопления и писал роман, в то время как деньги нещадно таяли.

В январе следующего, 1934 года, он начал работу над "Берлинским дневником", первой записью в котором стала фраза: "Деньги у нас кончились". И тут, на благо семьи нашего героя, Уильяму пришла телеграмма от парижского издания "New York Herald", а через некоторое время он получил предложение от телеграфного агентства "Universal News Service", после чего переехал в Берлин. Тут-то и начинается самое интересное.

Работа в нацистской Германии

Первые три года работы особо ничем не выделялись, но в августе 1937 года Уильяму пришло предложение, впоследствии прославившее его имя на весь мир. Ему написал Эдвард Роко Марроу - шеф американской независимой радиовещательной компании CBS(Columbia Broadcasting System) и предложил встретиться в ресторане французской кухни отеля "Adlon", который предложил Ширеру открыть бюро компании в Вене. Так Ширер окунулся в новую для себя роль радиожурналиста.

Уильям Ширер за работой на радио
Уильям Ширер за работой на радио

Ширер внимательно наблюдал за торжеством национал-социализма, анализировал причины этого "триумфа воли" и пытался предугадать последствия, которые представлялись ему в то время грозными, но отнюдь не неизбежными. Можно с полным основанием сказать, что Ширер любил Германию и немцев в частности, но в то же время оставался объективен. Он никогда не позволял себе обвинять их народ в победе нацизма. Большинство немцев, доказывает Уильям с цифрами в руках, никогда не голосовало за нацистов. Гитлер пришел к власти в результате закулисного сговора, а не по народной воле.

Теперь стоит вернуться к Мерроу. Его целью была группа журналистов "Morrow's boys"(Мальчики Мерроу), члены которой могли бы объективно и без приукрас доносить события из Европы, а также давать им критический анализ. Впоследствии все члены группы сделали себе имя именно на этих эфирах. Все это было связано с тяжёлой международной обстановкой и активной подготовкой Германии к новой войне.

Эдвард Мерроу
Эдвард Мерроу

Говоря отдельно про Ширера, ему выпала удача стать свидетелем аншлюса Австрии, во время которого он создал новый жанр радиожурналистики: прямой репортаж с места события. Для того, чтобы объективно рассказать об этом историческом событии, Ширер ненадолго уехал в Лондон, чтобы не подвергаться жесткой цензуре. Его находчивость помогла всему миру узнать о внутренней кухне Французской оккупации в 1940. Ширер просто подслушал переговоры сторон в Компьенском лесу, что позволило ему сообщить миру о капитуляции Франции за 3 часа до официального объявления.

Гитлер стоит на фоне Эйфелевой башни, 1940 год
Гитлер стоит на фоне Эйфелевой башни, 1940 год

Теперь стоит поговорить о цензуре. Ширер всегда боролся за то, чтобы передавать точные новости, несмотря на попытки властей Германии зацензурировать его сообщения . Часто ему приходилось указывать слушателям правду тоном или интонацией в голосе или паузами, удерживаемыми дольше, чем обычно. Эту фишку быстро просекли, и Уильяму оставалось довольствоваться лишь услугами информаторов.

(Видеозапись одного из эфиров Уильяма Ширера)

По мере того, как нацистский режим оказывал на него все большее давление, ему пришлось включить официальную пропаганду в свои сценарии. Ширер сигнализировал штаб-квартире CBS, что ужесточение цензуры лишило его возможности давать объективные сообщения на запад. «Возможно, - писал он, - я изжил себя здесь». Узнав, что гестапо возбуждает против него дело о шпионаже, преступлении, караемом смертной казнью, Ширер начал строить планы по выводу себя, своих дневников и репортерских записных книжек из Германии. Все эти записи в дальнейшем стали основой для "Берлинского дневника".

Выезд из страны, "Берлинский дневник"

Уильям Ширер уехал из нацистской Германии в декабре 1940. Ему чудом удалось захватить все свои записки вместе со штабными картами Вермахта(это отдельная история – железные коробки, в которых они помещались, были опечатаны и разрешены к вывозу Гестапо) и уже в 1941 году издал их под заголовком «Берлинский дневник».

Обложка современного издания "Берлинского дневника"
Обложка современного издания "Берлинского дневника"

Книга эта немало способствовала вступлению США в войну с Германией. В Америке, как ранее в Англии и Франции, идея участия в европейской войне не пользовалась поддержкой ни широких масс, ни правящего класса. Германофильские или даже пронацистские взгляды в тогдашнем американском обществе не могли считаться ни предосудительными, ни экстравагантными, ни маргинальными, ни тем более предательскими. Американский бизнес вложил огромные средства в восстановление немецкой экономики и не желал потерять свои инвестиции. Настроения «партии мира» были господствующими. Когда в июле 1939 года, меньше чем за два месяца до начала войны, Ширер приехал в Вашингтон, он почувствовал себя белой вороной. «Тэсс говорит, что с моей пессимистической точкой зрения я становлюсь самой непопулярной личностью, - записал он, - Беда в том, что здесь каждый знает все ответы. Они знают, что войны там не будет. Хотелось бы мне, чтобы я это знал». Этот беззаботный настрой Ширеру и удалось переломить сначала своими репортажами из Берлина и с полей европейских сражений, а затем своей книгой.

Поздняя карьера, "Взлет и падение Третьего рейха"

После войны Ширер ненадолго возвращался в Германию для освещения Нюрнбергского процесса, а в 1947 поссорился с Марроу и ушел из CBS.

Нюрнбергский процесс
Нюрнбергский процесс

Причина разлада заключалась в том, что спонсор программы Ширера, производитель крема для бритья, отказал ему в поддержке, а другого рекламодателя компания ему не нашла. Сам Ширер был убежден, что его выжили с CBS за критику внешней политики США. В 1964 году Марроу, уже на пороге смерти (он был заядлый курильщик и умер от рака легких), решил помириться с Ширером и пригласил его к себе на ферму. Как писала впоследствии дочь Ширера Инга, ее отец держался во время встречи с отменной любезностью, но упрямо уклонялся от разговора о былых разногласиях.

Эдвард Марроу и Уильям Ширер в одной студии
Эдвард Марроу и Уильям Ширер в одной студии
"Взлет и падение Третьего Рейха» - лучшее, что написано на эту тему. И дело не только в том, что он был очевидцем описываемых событий – многого он видеть не мог, о многом не знал. Достоинство книги в том, что аналитический склад ума Ширера заставлял его искать ответы, которых тогда не только никто не знал, но и вопросов таких не задавал. Идеологические истоки национал-социализма, исторический тупик, в котором оказалась Германия после Версальского договора, подробности биографии Гитлера – все это впервые сведено им в единый компендиум и остается одним из важнейших источников по истории нацистской Германии. У других авторов можно найти больше деталей, больший акцент на тех или иных аспектах – но общая картина никем не воссоздана лучше, чем Ширером." - Владимир Абаринов, автор послесловия "Правила гигиены в чумном бараке"

"Взлет и падение Третьего рейха", издание 2019 года(эта книга находится у меня в шкафу :) )
"Взлет и падение Третьего рейха", издание 2019 года(эта книга находится у меня в шкафу :) )

В 1950-х годах Ширер начал свое исследование для создание данного сокровища. Книга представляет собой всестороннее и удобочитаемое исследование прихода нацистов к власти при Адольфе Гитлере, их правления и "кончины".

Другие книги Уильяма Ширера

Другой крупный исторический труд Ширера - «Крах Третьей республики: расследование падения Франции в 1940 году» (1969). Некоторые считают эту книгу лучшим однотомным исследованием Франции в период между мировыми войнами. В 1979 году Ширер опубликовал «Ганди: воспоминания», в котором он вспомнил серию интервью, которые он провел с Махатмой Ганди, когда работал иностранным корреспондентом в Индии начала 1930-х годов. В добавок ко всему остальному, Ширер выпустил трехтомный сборник мемуаров Ширера под общим названием «Путешествие двадцатого века» (1976, 1984, 1990).

Обложка книги "Ганди: воспоминания"
Обложка книги "Ганди: воспоминания"

Старость и смерть

Уильям Ширер скончался в 1993 году, не дожив двух месяцев до 90-летия. Он развелся со своей первой женой и вторым браком был женат на женщине с русским именем Ирина Луговская. Я успел списаться с ним, когда корпел над ненаписанными страницами Нюрнбергского процесса. В моем письме перед ним как перед очевидцем были поставлены очень конкретные вопросы. Он ответил по пунктам, тоже очень конкретно, сухо, точно и исчерпывающе, без эмоций и красот слога. В этом письме чувствовалось профессиональное достоинство и уважение к коллеге, хотя я был молод и никому не известен, а он в почтенном возрасте, знаменит и увенчан всеми возможными лаврами.
Уильям Ширер в преклонном возрасте
Уильям Ширер в преклонном возрасте

Так писал о нем все тот же Владимир Абаринов.

Источники

https://vlad-ab.livejournal.com/19766.html

https://spartacus-educational.com/2WWshirer.htm

https://www.britannica.com/biography/William-L-Shirer

https://encyclopedia.ushmm.org/content/en/article/william-l-shirer

+ некоторые детали из "Взлёта и падения Третьего Рейха"