Найти тему

Что скрывают старинные фотокарточки: судьбы дочерей С. Боткина и А. Третьяковой

Оглавление

Кажется, нет ничего притягательнее старинных фотографий. Люди на них кажутся чище, умнее, благороднее тех, кого мы видим на улицах. И уж, конечно, счастливее. Но так ли это?

Две девочки – Александра и Анастасия. Шура и Тася, как звали их дома. Перебираешь плотный картон «визитных фотокарточек», которым больше 100 лет – и перед тобой то младенец в пышных кружевах, то серьезные малышки в нарядных платьицах, замершие рядом с маман, то милые детские личики, то подростки, на лицах которых уже можно прочитать, кем они станут.

Выдающиеся предки

В жилах этих прелестных малюток текла кровь двух известных семейств. Называя их фамилии – Боткины и Третьяковы – мало кто вспоминал о том, что это почтенные роды купцов и фабрикантов. Дед девочек с отцовской стороны – Сергей Петрович Боткин – великий российский терапевт и клиницист. Дед с материнской стороны – Павел Михайлович Третьяков – основатель знаменитой Третьяковской галереи.

Особняк Боткиных
Особняк Боткиных

Детство девочек прошло в чудесном петербургском особняке на Потемкинской улице. Это была жизнь в мире искусства. Отец – Сергей Сергеевич Боткин – был страстным коллекционером, в доме часто бывали художники, искусствоведы, коллекционеры. Девочки на фотографиях похожи то ли на больших фарфоровых кукол, то ли на ангелов. Но были ли они счастливы?

Знаменитый художник Александр Бенуа, оставивший пять томов интереснейших воспоминаний, рассказывал, что мать, Александра Павловна Боткина, явно любила старшую, Шуру, больше младшей. И даже не скрывала своей антипатии к одной из дочерей.

Любимая дочь Александра и вклад в кино

Александра Сергеевна Хохлова, урожденная Боткина (1891 (по другим источникам – 1897) – 1985 гг.). Одна из первых российских и советских киноактрис. Начала сниматься в 1916 году в эпизодических ролях. С 1919 года училась на актёрском факультете Госкиношколы (ныне ВГИК). С 1920-1923 гг. занималась в киномастерской режиссёра Льва Владимировича Кулешова, где ее соучениками были В. И. Пудовкин, Б. В. Барнет, М. И. Ромм.

Александра и Анастасия Боткины. Из коллекции Военно-медицинского музея
Александра и Анастасия Боткины. Из коллекции Военно-медицинского музея

Александра Хохлова, всю жизнь носившая фамилию первого мужа –актёра Московского Художественного театра, известного театрального режиссёра Константина Хохлова, была замечательной киноактрисой – темпераментной, выразительной, с отточенной мимикой и жестами.

Прославили Александру Хохлову роли Графини в фильме «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924 г.) и Дульси в фильме «Великий утешитель» (1933 г.) режиссера Льва Кулешова, который в 1923 г. стал ее мужем.

Александра и Анастасия Боткины. Из коллекции Военно-медицинского музея
Александра и Анастасия Боткины. Из коллекции Военно-медицинского музея
Современники отзывались об Александре Сергеевне Хохловой как об истинном соратнике человека, который считается одним из основоположников российского кинематографа. Человеком, сыгравшим большую роль в формировании и развитии языка кино.

С 1929 года Хохлова работала как режиссёр-постановщик. Вместе с мужем преподавала во ВГИКе курс режиссуры (доцент с 1939 года). Они прожили в браке более 40 лет, с 1923 по 1970 г.

Младшая дочь Анастасия и служба культуре

Анастасия Сергеевна Нотгафт, урожденная Боткина (1892-1942 гг.). Во время Первой Мировой войны с 1914 по 1917 год служила сестрой милосердия. С 1917 по 1919 годы прослушала 4 семестра историко-филологического факультета Московского университета.

Александра и Анастасия Боткины. Из коллекции Военно-медицинского музея
Александра и Анастасия Боткины. Из коллекции Военно-медицинского музея

Вся ее жизнь так или иначе была связана с музейным делом. Среди мест ее службы были Музейный фонд в Ленинграде, Государственный Русский музей, Театральный музей в Ленинграде. Она знала и любила «новое русское искусство», произведения художников рубежа XIX– XX веков, многие из которых бывали в доме ее родителей. Она была настоящим профессионалом – вдумчивым, внимательным, эрудированным. Служившим культуре не за страх, а за совесть. И человеком с «неровным и недобрым характером».

Группа молодых людей, позирующих перед фотообъективом (2-ая справа в профиль – Анастасия Сергеевна Боткина-Нотгафт). Из коллекции Военно-медицинского музея
Группа молодых людей, позирующих перед фотообъективом (2-ая справа в профиль – Анастасия Сергеевна Боткина-Нотгафт). Из коллекции Военно-медицинского музея

Была в жизни Анастасии Боткиной и большая любовь, из тех, что «крепка как смерть». В 1922 г. она выходит замуж за Федора Федоровича Нотгафта, искусствоведа, научного сотрудника Эрмитажа. Брак вскоре распался, но огромное чувство никуда не ушло. В самую тяжелую блокадную зиму Анастасия Сергеевна ухаживает за ослабевшими от голода Федором Федоровичем. А после его смерти весной 1942 г. трагически уходит и она.

А.П. Боткина и её дочери Анастасия и Александра. Из коллекции Военно-медицинского музея
А.П. Боткина и её дочери Анастасия и Александра. Из коллекции Военно-медицинского музея

Мы смотрим на лица девочек на старинных фотографиях, и пытаемся разглядеть в их глазах предчувствие будущей судьбы. Будут ли они счастливы? Были ли? А может ли быть несчастной женщина, в жизни которой была любовь?