У родителей часто возникают вопросы по поводу зоны языка в монтессори-классе Toddler (для детей до 3 лет). На полочках лежат предметы, фигурки, карточки, которые призваны стимулировать развитие речи у маленьких детей. Как с ними работать? Как обустроить аналогичную зону дома, что для этого нужно?
Главное – понять принцип. В монтессори-классе принят традиционный способ вводить понятия – трëхступенчатый урок.
Мы берём корзинку или поднос с предметами и размещаемся на коврике или за столом. В реальной жизни это может происходить где угодно – тогда, когда вам уместно ввести новое понятие.
🔸I ступень: установление связи между чувственным восприятием предмета и словом.
Произносим слово изолированно и отчётливо, без эпитетов и местоимений. Показываем на предмет, повторяем слово несколько раз, делая паузы: «Яблоко. Яблоко. Яблоко».
Обратите внимание: мы не перегружаем речь, стараемся избегать предложений вроде "Смотри, это яблоко". Называния на этом этапе достаточно.
Далее можно совершать какие-либо действия и комментировать их: «Я взяла яблоко и положила вот сюда». Можно понюхать предмет, ощупать его и предложить ребёнку сделать то же самое.
🔸II ступень: распознавание ребёнком слова.
Произносим слово и просим ребёнка самостоятельно совершить какое-либо действие с объектом: «Дай мне, пожалуйста, яблоко. А теперь возьми яблоко. Положи яблоко в корзинку. Покажи, где сейчас яблоко?».
🔸III ступень: запоминание ребёнком слова.
Если ребёнок умеет говорить, то можно выходить на третью ступень, финальную. Продолжаем языковые игры, начатые на второй ступени, и развиваем их: «Какой фрукт тебе нравится больше всего? Положи его в корзинку. Что сейчас лежит в корзинке?».
Можно постепенно усложнять игры: прятать один предмет под корзинку или накрывать его платком и спрашивать у ребёнка, что вы спрятали; играть с карточками по принципу «memory» – ребёнок называет перевёрнутую карточку, а потом проверяет, правильно ли запомнил…
Языковые игры могут быть любыми – главное, чтобы было интересно вам и ребёнку.
Таким образом мы вводим названия предметов, основных действий и даже эмоций.
Кстати, в старшей группе для детей от 3 до 6 лет применяется тот же подход трёхступенчатого урока для изучения букв, цифр.