Найти в Дзене
Sunrise Montessori School

Развитие языка в монтессори-группе Toddler (0-3).

Оглавление

У родителей часто возникают вопросы по поводу зоны языка в монтессори-классе Toddler (для детей до 3 лет). На полочках лежат предметы, фигурки, карточки, которые призваны стимулировать развитие речи у маленьких детей. Как с ними работать? Как обустроить аналогичную зону дома, что для этого нужно?

Главное – понять принцип. В монтессори-классе принят традиционный способ вводить понятия – трëхступенчатый урок.

Мы берём корзинку или поднос с предметами и размещаемся на коврике или за столом. В реальной жизни это может происходить где угодно – тогда, когда вам уместно ввести новое понятие.

Фигурки животных: дикие и домашние
Фигурки животных: дикие и домашние

🔸I ступень: установление связи между чувственным восприятием предмета и словом.

Произносим слово изолированно и отчётливо, без эпитетов и местоимений. Показываем на предмет, повторяем слово несколько раз, делая паузы: «Яблоко. Яблоко. Яблоко».

Обратите внимание: мы не перегружаем речь, стараемся избегать предложений вроде "Смотри, это яблоко". Называния на этом этапе достаточно.

Далее можно совершать какие-либо действия и комментировать их: «Я взяла яблоко и положила вот сюда». Можно понюхать предмет, ощупать его и предложить ребёнку сделать то же самое.

🔸II ступень: распознавание ребёнком слова.

Произносим слово и просим ребёнка самостоятельно совершить какое-либо действие с объектом: «Дай мне, пожалуйста, яблоко. А теперь возьми яблоко. Положи яблоко в корзинку. Покажи, где сейчас яблоко?».

🔸III ступень: запоминание ребёнком слова.

Если ребёнок умеет говорить, то можно выходить на третью ступень, финальную. Продолжаем языковые игры, начатые на второй ступени, и развиваем их: «Какой фрукт тебе нравится больше всего? Положи его в корзинку. Что сейчас лежит в корзинке?».

Можно постепенно усложнять игры: прятать один предмет под корзинку или накрывать его платком и спрашивать у ребёнка, что вы спрятали; играть с карточками по принципу «memory» – ребёнок называет перевёрнутую карточку, а потом проверяет, правильно ли запомнил…

Изучение овощей: в одной корзинке лежат настоящие овощи, в другой – карточки
Изучение овощей: в одной корзинке лежат настоящие овощи, в другой – карточки

Языковые игры могут быть любыми – главное, чтобы было интересно вам и ребёнку.

Таким образом мы вводим названия предметов, основных действий и даже эмоций.

Кстати, в старшей группе для детей от 3 до 6 лет применяется тот же подход трёхступенчатого урока для изучения букв, цифр.