Найти тему

Серебряная Елань: Деревня Горушки…

Наш род Ширяевых был старожилом деревни Борисовой. Борисовой она только «писалась» в казенных бумагах. В повседневном же обиходе она прозывалась попросту – Горушки.

Существовало предание о происхождении нашей деревни. Оно гласило, что первым ее жителем, т.е. основателем был некто Борис Ширяев – выходец «из Расеи». Бежал он будто бы от своего барина-помещика, имения которого находились где-то по ту сторону Урала, за заводами.

Пробирался он в Сибирь «на неделенные земли», да вынужденно остановился в этих местах, выкопал землянку, зазимовал, да так и прижился. Вот от него-то и началась наша деревня.

Жителей наших во всей округе знали, как горушин, да и мы всегда говорили: мы – горушинские, мы – с Горушек. Только волостной писарь из Калиновской слободы – господин Баранов насмешливо назы­вал наших – «горюшинские», а деревню «Горюшки».

Прозвание – Горушки деревня получила по месту своего располо­жения на невысокой возвышенности среди поймы речки Большая Калиновка, впадающей выше Камышлова в реку Пышму.

Возвышенность эта небольшая, и по площади всего-то саженей этак сто на сто. Со стороны речки поднималась она довольно круто и, более отлого опускалась в низину, к болоту на Западе. Словом, – горка, малень­кая и плоская. На этом ее ровном плато и выросла деревня, прозван­ная Горушками от слова горка, маленькая горочка – горушка.

Помню деревню, когда уже не только сама «горушка» была почти вся заселена, была заселена и сухая низина к северо-востоку от гор­ки и, даже, за рекой на правом, высоком в этом изгибе берегу, была «целая улица», изб этак в семь-восемь, а на юге – в отрыве, заболотиной, изогнувшись «локтем» лежала заселившаяся улица в 10–15 изб – Одина.

О времени начала заселения Горушки наш дедушка – Василий Сте­панович, не раз нам рассказывал, в том числе и про Бориса, основателя деревни. Говорил, что прошло «поди» годов уж «боле» «двухсот», как «зачалася» она «наша-та» деревня. Но точно возраста деревни никто у нас не знал. Разве что можно было найти об этом в казенных бумагах.

Значились наши жители, как государственные крестьяне. Помещиков в нашем крае не было. О них знали здесь только «понаслышке».

Дедушка рассказывал нам много «побасенок» былей и небылиц из быта жителей, как нашей, так и ближайших деревень – Володиной, Бобров и других.

Особенно интересными были повествования, как его, так и других наших стариков о больших общественных событиях, о том, например, как володинцы «сэркву» с Горушек к себе «перетянули». Уже и кир­пичи для «сэрквы»-то были к нам «навожены», да володинцы перетя­нули, и закладку новой, каменной «сэрквы» сделали не у нас, а там, у них в Володиной посреди деревни, и кирпичи пришлось перевести туда.

Ходило не мало устных историй про «чудеса», про колдовство и про особо интересных людей нашей «округи». Попытаемся рассказать коротко о некоторых из них. (Дата записи рассказа не известна, П. Х. Ширяев).