В Саратове проживают порядка десяти ветеранов ракетно-космической отрасли. При их непосредственном участии прокладывалась «дорога к звездам» и ковался ядерный щит страны.
Наши земляки, служившие на Байконуре и других объектах такого же назначения, рассказали об основных вехах развития отечественной космонавтики, вспоминали эпизоды своей трудовой биографии и некоторые курьезы.
Полету Гагарина радовались по-детски
Член боевого расчета по запуску космического корабля «Восток» с человеком на борту, уроженец райцентра Новые Бурасы Владимир Кузичкин работал в конструкторском бюро № 1 под руководством Сергея Королева. Он входил в состав группы, создавшей межконтинентальную баллистическую ракету Р-7, предназначенную для вывода ядерной боеголовки на цель. Уже через полтора месяца после ее пробного старта, с помощью этого же устройства 4 октября 1957 года был «заброшен» на околоземную орбиту первый искусственный спутник земли, что вызвало громкий резонанс в мире.
- Я прослужил на Байконуре 25 лет, и, в том числе, в должности начальника телеметрической станции, где выполнялся контроль состояния здоровья будущих космонавтов, - рассказывает Владимир Иванович. – Природные условия здесь суровые – летом столбик термометра постоянно поднимается выше 40-градусной отметки, зимой свирепствуют морозы вместе с ветрами. На территории космодрома находились к моменту моего прибытия лишь временные строения и палатки, где проживал персонал. Стартовой площадки тогда еще не было, но сдали ее в эксплуатацию за рекордно короткий срок. За неделю до старта корабля «Восток» 12 апреля 1961 года мне довелось познакомиться с Юрием Гагариным и другими пилотами из первого отряда космонавтов. Удивил их внешний вид – худенькие, миниатюрные, и еще больше поразил настрой – несмотря на громадный риск, связанный с миссией космического первопроходца, те выглядели веселыми, смеялись, тогда как мы, специалисты наземных служб, страшно волновались. Впрочем, вопреки утверждению о безмятежном спокойствии Гагарина, датчики зафиксировали – перед тем, как он поднялся в капсулу летательного аппарата, частота его пульса вдвое превышала норму. Напряжение было колоссальным. Когда же прозвучало – Гагарин благополучно приземлился в Саратовской области, - примерно через полчаса после ухода ракеты со старта, - все, кто находился за пультами космодрома, выбежали в степь, начавшую пестреть разнотравьем. Невзирая на чины и звания, радовались по-детски, срывая растения охапками и подбрасывая их над головой.
Самоуправство на стартовой площадке
Инженер-испытатель и начальник расчета на Байконуре Анатолий Молоков тоже лично встречался с первым космонавтом планеты. Произошло это во время работы по лунной программе - Молоков состоял в группе, готовившей луноход к отправке в космос.
- Объявили 15-минутную предстартовую готовность, и тут вижу – на площадку въезжает белая «Волга», - вспоминает он. - Это удивило: даже генеральный конструктор Владимир Челомей не появлялся вблизи ракеты в такие мгновения. Неожиданно из автомобиля вышел Юрий Алексеевич. Говорит, - «Мне надо осмотреть корабль». Как выполнить просьбу? Чтобы заглянуть в отсек космического корабля, требовался десяток согласований и росписей. Отступить от любого пункта внутреннего распорядка означало нарушить режим секретности, а это, понятно, грозило очень серьезными последствиями. Действуя на свой страх и риск, я предложил легендарному космонавту подняться на ферму обслуживания, где его встретил мой напарник, старший лейтенант Волков. Тот сначала изумился, потом находчиво сказал, - «Из-за Гагарина не посадят!». Прошли к кораблю, Волков вскрыл люк. Прежде чем войти в летательный аппарат, Гагарин снял китель и передал его мне. Осмотрев отсек, он попросил сообщить «генеральному», чтобы у входного люка прикрепили лестницу, иначе в скафандре неудобно забираться…
Старт оказался успешным – в распоряжение ученых был доставлен грунт, взятый с поверхности Луны. В остальном программа завершилась без особого результата: при запуске взорвалось 13 ракет с манекенами вместо космонавтов. Шутили, - «В трубу вылетели тринадцать колхозов-миллионеров».
Ответ «Шаттлу»
Целую эру в деле покорения космоса открыл полет многоразового ракетоплана «Буран» 15 ноября 1988 года. Комплекс был выведен на орбиту при помощи ракеты-носителя «Энергия», сконструированной на новых принципах – с большой степенью автоматизации, использованием топлива на водородной основе. Он совершил полет в два витка вокруг Земли и посадку без экипажа, управляемый бортовым компьютером. Этот факт отражен в книге рекордов Гиннеса.
- Общий вес установщика или платформы, на которой находились оба летательных аппарата, составил 1235 тонн, - уточнил Александр Грунов, в то время заместитель начальника службы военных сообщений космодрома Байконур. – Эта массивная конструкция приводилась в движение двумя сцепками тепловозов, которые синхронно на расстоянии 20 метров друг от друга перемещались по параллельно расположенным путям со скоростью не более 5 километров в час. Таким черепашьим ходом они преодолели 12-километровую дистанцию до места запуска. Ныне могу свободно об этом рассказывать. А тогда был обязан отчитываться вышестоящему руководству буквально за каждый свой шаг. Если, положим, находясь в отпуске, я где-то побеседовал с иностранцем, следовало обязательно отразить это обстоятельство в рапорте.
Заслуженный испытатель, саратовец Михаил Симонов был контролером-инструктором центра предстартовой подготовки космонавтов. Космические корабли типа «Буран» в СССР начали разрабатывать еще до полета Гагарина, - напомнил он.
- Этим направлением занимались в конструкторском бюро Челомея, - сообщил наш собеседник. - В конце 60-х работы свернули. Возвратились к ним в середине 70-х годов, когда разведчики передали ученым секретные чертежи «Шаттла», проект которого появился в США вскоре после высадки на Луну астронавта Нила Армстронга. Ракетоплан, построенный по американской программе «Многоразовая транспортная космическая система», в теории мог наносить ядерные удары прямо из космоса. Такой вывод академика Мстислава Келдыша сильно обеспокоил советское руководство. В Кремле распорядились создать многоцелевой космический корабль. Владимир Челомей предлагал идею легкого многоразового космического самолета. Но в итоге победил вариант академика Валентина Глушко – генерального конструктора носителя «Энергия» и ракетных двигателей. Разработанный в его КБ корабль по техническим характеристикам был тождествен «Шаттлу» но, вместе с тем, обладал рядом преимуществ перед ракетопланом США. В его кабине размещалось до 10 космонавтов – больше чем в американском корабле такого же типа. На «Буран» готовилась пилотажная группа под руководством Игоря Волка. Увы, проект Глушко оказался слишком дорогостоящим. Только на обшивку «Бурана» было затрачено 20 миллионов рублей – гигантская сумма даже по меркам военно-промышленного комплекса Советского Союза. Ракетоплан, рассчитанный на добрую сотню полетов в космос, больше ни разу не запускали. Однако идеи, заложенные в основу этого проекта, получили дальнейшее развитие, прежде всего, в мирных целях. Так, в настоящее время ракета по образу и подобию «Энергии» способна транспортировать груз весом до 10 тонн против первоначальных 4-х. Доставленные с ее помощью на орбиту спутники обеспечивают работу систем глобального телевидения и мобильной связи.
Досье:
Владимир Кузичкин. 7 апреля 1935 года. Подполковник.
Проходил службу на космодроме Байконур с 1956-1981 год.
Был в составе боевого расчета по запуску Ю.А. Гагарина в
космос 12 апреля 1961 года. Имеет звание «Почетный радист СССР».
Награжден 10 медалями.
Анатолий Молоков. 31 октября 1941 года. Подполковник.
Служил на космодроме Байконур с марта 1964 по декабрь
1980 года в должностях начальник расчета, начальник отделения,
инженер-испытатель.
Александр Грунов, 15октября 1945 года. Подполковник.
Проходил службу на космодромах Плесецк и Байконур в должностях
командир взвода, командир роты, заместитель командира батальона,
командир войсковой части, заместитель начальника службы военных
сообщений космодрома Байконур с сентября 1967 по июнь 1993
года. Награжден орденом «За службу Родине III
степени» и знаком «Почетный
железнодорожник».
Михаил Симонов. 18 марта 1956 года. Майор.
Заслуженный испытатель Байконура, участник 397 пусков ракетоносителей и
космических аппаратов.