Найти в Дзене
ActivityEdu

Кто, где и как должен обучать детей азам киберзащиты

Оглавление

Современного ребенка сложно представить без гаджета с доступом в интернет. Как сделать безопасным общение детей с технологиями? Какими проблемами может обернуться серфинг в Сети? Кто несет ответственность за безопасность ребенка в виртуальном пространстве? Эти и другие вопросы обсудили эксперты, представители образовательных организаций и бизнеса в рамках форума Positive Hack Days в Центре международной торговли. А самые юные участники стали первопроходцами интерактивного образовательного квеста, в ходе которого выполняли задания, связанные с защитой информации, а также учились распознавать атаки, знакомились с шифрованием и правилами кибергигиены. За процессом наблюдала обозреватель нашей редакции.

В преддверии серьезной дискуссии

Дети киберзойской эры

Вначале было слово, и слово исходило от «Ока». Так называется искусственный интеллект, который проинформировал юных киберзащитников о нападении киберхищников на Умный город – пространство будущего. Задача детей – уберечь данные человечества от хищения и использования в мошеннических целях. «Если киберхищники получат доступ к самому ценному ресурсу настоящего – информации, под угрозу будет поставлено общее будущее», – зловеще предупреждает «Око».

Дети делятся на команды по 5–6 человек. У каждой есть проводник – взрослый сотрудник из числа организаторов квеста, навигатор – выбранный командой участник с планшетом для получения заданий и отправки ответов. Помимо этого, за командами и их наставниками бдительно следит киберпомощник и дает подсказки к заданиям. Главное – внимательность: без нее успешно преодолеть препятствия всех восьми локаций не получится.

Квест начинается с морского порта и задания на криптографию. Дети получают сигнал бедствия с судна, название которого нужно расшифровать, чтобы отправить на помощь команду спасателей. Не все сразу справились с простым, на первый взгляд, заданием: дискутировали, латиницей или кириллицей вносить ответ в планшет.

Тема следующей локации – социальные сети. По итогам мини-лекции о защите личных данных дети снимают ролик с киберхищником: поодиночке они бессильны и могут победить мошенника, только объединившись. Узнала неизвестное мне прежде слово «фишинг»: вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей – логинам и паролям. Это достигается путем проведения массовых рассылок электронных писем от имени популярных брендов, а также личных сообщений внутри различных сервисов. «Не клюй на фишинг», – гласит надпись в руках одной из юных участниц квеста.

Третий пункт – банковский офис. Здесь юные безопасники познакомились с правилами защиты банковских карт, вместе придумали несколько надежных паролей, собрали слова по заданному алгоритму. Полученная при решении последнего задания фраза оказалась загадкой: «Изобретатель лампочки». «А лампа какая: обычная или закаливания?» – серьезным тоном уточняет один из участников. Дети смеются хором.

После банка ребята следуют в учебный центр, где получают задание на профориентацию: по ключевым навыкам нужно выбрать профессию. Предлагается четыре варианта ответа. Знания ребят о специальностях из IT-сферы меня поразили: они справились с непростым даже для взрослого заданием без единой ошибки.

-2

Пятая локация – парк развлечений. Каждому участнику раздаются пульты управления. Ребятам нужно определить, где обычная рассылка от компаний, а где плоды творчества мошенников. По результатам можно сделать вывод: за нашу команду родители могут быть спокойны – детей не так просто застигнуть врасплох.

Вычислить и обезвредить

Интересное и необычное задание ребята получают в аэропорту. Чемоданы нескольких пассажиров блокируют аудиосвязь Умного города. Таких элементов багажа всего пять. Нужно отсканировать QR-коды всех чемоданов, чтобы найти багаж злоумышленников. Важное уточнение: киберхищники прибыли из государств Южной Америки, поэтому для успешного выполнения задания нужны не только ловкость, быстрота реакции и внимательность, но и знания из областей географии и страноведения.

-3

Седьмой пункт – телерадиокомпания Умного города. Киберхищники взломали сайт мэрии, трансляция «Ока» прекращена. Вместо этого по всем каналам передают фейковые новости. Задача ребят – отличить недостоверную новость от настоящей. Перед тем как приступить к выполнению, юные безопасники прослушивают лекцию об отличиях fake от real news.

Последняя локация – восьмая – транспортная сеть. Она тоже взломана. Детям предстоит решить несложную математическую задачу, чтобы наладить работу и настроить траекторию движения гоночных болидов – основного транспорта в Умном городе. Ребята увлекаются и начинают внеплановые соревнования болидов. Наставники напоминают: время квеста ограничено. Вместе мы возвращаемся в актовый зал, где происходит награждение. Команды делают совместные фотографии, а в финале записывают танец для TikTok. Движения показывают подобревшие и перевоспитавшиеся киберхищники.

Киберпреступность: кто виноват и что делать

После квеста эксперты и представители СМИ идут на пресс-брифинг «Цифровая безопасность детей: кто за нее в ответе?». Повсеместное проникновение технологий в жизнь детей и подростков, помноженное на незнание элементарных правил кибербезопасности, вызывает резонный вопрос: кто должен учить детей цифровой грамотности? Отвечая на него, Мария Сигаева, директор образовательных программ и проектов Positive Technologies, отметила важную роль бизнеса в укреплении цифровой грамотности подрастающего поколения:

Дети часто оказываются в ситуации, когда они должны в отсутствие жизненного опыта самостоятельно делать выбор: как им поступать, например, общаясь в социальных сетях. Как производители программного обеспечения, направленного на защиту информации, мы в Positive Technologies понимаем всю ответственность, которая лежит на современных IT-компаниях. И естественно, что мы уделяем внимание повышению осведомленности детей и других пользователей в вопросах цифровой грамотности и кибербезопасности.

Владимир Дмитриев, руководитель направления сервисов киберзащиты CyberART (Innostage), отметил необходимость обучения основам кибербезопасности с самого раннего возраста:

В современном мире учить детей правилам информационной безопасности нужно, так же как и правилам обычной гигиены, с ранних лет: многие дети берут в руки гаджет, еще не научившись ходить,– пошутил эксперт.

Практически все участники дискуссии подчеркнули общую ответственность семьи, общества и государства за цифровую грамотность детей и подростков.

По словам Юлии Куклиной, руководителя направления по работе с молодежью ПАО «Ростелеком», ответственность за безопасное поведение детей в интернете нельзя возложить на какую-то одну институцию:

Цифровая грамотность должна быть частью культуры. Ребенок должен слышать о правилах кибергигиены из разных источников: от родителей, в школе, по телевизору, в различных секциях, узнавать об этом из интернета.

Вера Рогова, начальник управления по работе с абитуриентами РТУ МИРЭА, отметила, что владение IT-навыками становится базовой компетенцией для любой профессии, поэтому целесообразно как можно раньше включать в школьную программу блоки, направленные на развитие IT-навыков, и показывать, как они применяются в жизни:

Мы как университет видим большой потенциал программ для школьников, созданных совместно с бизнесом. Такой подход используется в рамках детского технопарка РТУ МИРЭА, и мы уже видим первые результаты – мотивированных и осознанных выпускников технопарка.

Делясь своим мнением об обучении информационной безопасности, Петр Зобков, руководитель проектного офиса «ИТ-класс в московской школе» (МЦКО), сделал акцент на использовании городских информационных образовательных систем, таких как Московская электронная школа, а также на включении в занятия сквозных модулей, посвященных кибербезопасности.

Беседуя о цифровой грамотности, участники дискуссии отметили, что важно информировать и родителей. Несмотря на то, что сегодня как на федеральном, так и на региональном уровне прилагаются немалые усилия к созданию специализированных образовательных программ, вопрос их популяризации остается открытым. Кибергигиена должна зарождаться в семье, однако важна также и роль школы, которая совместно с родителями должна помогать ребенку не только развивать его таланты, но и вырабатывать навыки безопасного пользования современными технологиями.

Мы делаем общее нужное дело

Повышение цифровой грамотности – это вопрос социальной ответственности, считает Мария Сигаева. Немалая роль в этом процессе отводится IT-бизнесу: компании должны не только делиться экспертными знаниями с клиентами и партнерами, но и распространять их на более широкую аудиторию, рассказывая, как обычный человек может себя защитить. А для того чтобы дети хотели учиться киберграмотности, близким взрослым следует подавать им пример.

Что касается контроля за действиями ребенка в интернете, участники брифинга сошлись на том, что запрещающие меры неэффективны: в семье необходимо воспитывать доверительные отношения. По мнению Юлии Куклиной, родители, конечно, могут ограничить доступ к нежелательному контенту, но также они должны суметь объяснить, почему, к примеру, нельзя совершать те или иные действия в смартфоне, к каким негативным последствиям это может привести.

Говоря о том, что школьник зачастую рассматривает гаджет как средство развлечения и общения, Петр Зобков подчеркнул, что задача педагога – донести до ученика, что перед ним инструмент для получения информации, которая поможет ему стать успешнее:

Если ребенок будет занят с тем же самым гаджетом учебной деятельностью, которая ему интересна, ему и не захочется, и будет некогда отвлекаться на посторонние активности.

Развивая эту мысль, Вера Рогова добавила, что подросткам в старших классах важно предлагать образовательный контент, который позволит сформировать образ гаджета как полезного инструмента, а не игрушки. И это тоже общая задача родителей, школы, университетов, бизнеса и государства.

Все участники также согласились, что для стирания так называемого цифрового неравенства необходимо продвигать IT-просвещение в регионы России: улучшать кружковую работу, выкладывать в открытый доступ проверенные специализированные программы, давать учителям возможность пользоваться альтернативными образовательными ресурсами, готовить квалифицированные педагогические кадры. Однако любая теория не может быть эффективной без практики, именно поэтому начало дискуссии было положено квестом – мероприятием, которое может быть поставлено на регулярную основу и распространено по многим школам и центрам допобразования разных населенных пунктов нашей большой страны.

-4

Смотреть все материалы спецпроекта «Портал детства»

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.