Найти тему
Sunrise Montessori School

Монтессори-школа: как работает мастерская?

Оглавление

Часто в монтессори-школах можно видеть большую мастерскую. В нашем классе она занимает большую и центральную часть. Зачем в монтессори-школе такой фокус на творчество?

Рассказывает творческий педагог Sunrise Montessori School Клёнова Женя.

Женя в мастерской презентует работу с глиной
Женя в мастерской презентует работу с глиной

"Мастерская в монтессори-школе отличается от привычных уроков по технологии или ИЗО. Здесь творчество не оторвано от основного процесса обучения, а является важным инструментом обучающего процесса.

Мы работаем по принципу проектной деятельности. В классе ребята получают уроки по разным темам: географии, биологии, русскому, математике, и дальше из этой отправной точки у них разворачивается самостоятельное исследование. Они размышляют, как можно полученные идеи и знания творчески переработать – и приходят в мастерскую. Ко мне.

Мастерская в школе – это три важных истории.

История первая – реализация учебных задач. Работа в мастерской помогает запоминанию и усвоению материала, полученного на уроке.

Это существенное отличие от механики обучения в обычной школе: дети проживают свои уроки совершенно по-другому! Они не просто получают информацию (в этом случае она легко может забыться), они пропускают её через руки, через мелкую моторику, через своё творческое начало. И параллельно проговаривают, рассказывают себе, мне и другим детям: “о, а я сейчас узнал про лисицу вот это и вот это!". Так информация из оперативной памяти эффективно загружается в долгосрочную.

Кроме того, что бы ребёнок ни делал – лепил, конструировал или рисовал – он часто делает к этому письменное описание. Например, он изучает млекопитающих и выбрал лисицу как пример. Он приходит ко мне делать лисицу и одновременно оформляет описание: это лиса, среда обитания такая-то, питание, место в пищевой цепочке, экологическая ниша такие-то. Текст пишется на черновике, потом проверяется, переписывается, оформляется красивыми ручками. В любом проекте задействован русский язык, письмо.

Ну и конечно, мастерская отлично тренирует навык планирования. Например, приходит человек с запросом: я делаю проект по вулканам, мне надо вулкан. А способов сделать вулкан масса! Можно его нарисовать, можно слепить, а может быть, лучше сделать плакат с пояснениями или вообще интерактивную модель? Я всегда спрашиваю ребёнка: что ты хочешь сделать? По какой теме или предмету? Как ты видишь результат? Как бы ты хотел этот результат представить другим (или сделать с этим результатом что-то другое)? Давай подумаем, какой способ сделать вулкан лучше всего подходит под твои цели!

Мастерская в классе 6-9 Sunrise Montessori School
Мастерская в классе 6-9 Sunrise Montessori School

Вторая история творческая: ребята в мастерской осваивают разные материалы и техники работы с ними.

У нас богатый выбор материалов для реализации творческих задумок. Из пластичных масс мы работаем с глиной, пластилином для рисования, скульптурным пластилином. Для рисования есть акрил, гуашь, акварель, естественно, разные фломастеры, карандаши, акварельные карандаши, пастель – масляная и сухая, восковые мелки. Всё это всегда есть в доступе в мастерской, но мы стараемся каждый материал ребёнку презентовать, показать спектр доступных техник. Как только ребёнок попадает в школу, есть такое правило, что ты можешь начать работу с тем материалом, который тебе презентовали.

Одним из любимых материалов является картон – из него всегда можно сконструировать очень многое, хоть ракету, если срочно надо. Папье-маше тоже кого-то очень вдохновляет, но не всех. Многое зависит от характера ребёнка: если он по жизни очень быстрый,  ему не до медленных техник, где нужно подождать, высушить, потом снова подождать.

Модель Марса из папье-маше
Модель Марса из папье-маше

А есть наоборот, дети вдумчивые, размеренные. Одна девочка у нас в классе 6-9 делала модель Марса с ноября по апрель! С ноября по апрель через день она приходила в мастерскую, брала свой макет, что-то подправляла, подклеивала... И ей подходил такой темп. А кто-то не в состоянии держать в голове проект так долго.

И тут мы подходим к третьей истории. Мастерская – важный инструмент в формировании индивидуального образовательного трека.

Через творчество мы можем лучше рассмотреть ребёнка, увидеть его сущность, характер и интересы. Например, когда новый ребёнок приходит в класс, мы сразу предлагаем ему творческий проект – сделать для себя большую папку, в которой потом будут храниться его завершённые учебные проекты. Вот чистый лист: можешь делать всё, что хочешь, твори, выражай себя, какой ты? В этой работе сразу можно считать текущие интересы ребёнка и его склонности. Например, на одной папке будут яркие цвета, крупные мазки, а на другой – ровные полосочки, скрупулёзно выписанные цветочки. Как это отражает детей, их характер?

Кроме того, работа в мастерской имеет терапевтический эффект: для многих детей это способ успокоиться, заземлиться. Например, у человека сейчас избыток эмоций, которые непросто сразу прожить, он очень активен и нужно немного остановиться, или, наоборот, очень расстроен и нужно получить поддержку, комфорт.  Мастерская является тем местом, где можно прожить свои чувства (особенно для младших ребят!) Я часто вижу, что в классе кто-то возбуждён или не может справиться со своими чувствами, – и тогда я забираю его в мастерскую и с помощью разных арт-терапевтических практик мы возвращаемся в состояние баланса."