Цели профессиональной деятельности практикующих психологов:
- психологическое изучение и описание объекта исследования, а также психологическое управление данными объекта.
Психологическое управление:
- это определенного рода воздействие на объект, осуществляемое при помощи методов, техник и средств практической психологии с целью изменения его психологических характеристик.
Прикладные задачи:
Возникли с необходимостью психологического обеспечения достижения оптимального функционирования организации и учреждении, к примеру, разработкой психологических рекомендации, программ подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации, составлении обучающих пособий, учебников, программ.
Научно – исследовательские задачи:
Целью научно – исследовательских задач является разработки методологических основ деятельности практикующего психолога
Практические задачи:
Определяются конкретными проблемами, связанными с осуществлением профессиональной деятельности.
Центральной задачей в деятельности практического психолога является обеспечение личностного развития каждого человека, осуществляемая при решении более частных задач, таких как:
- выявление и изучение психологических трудностей, возникающих в процессе социализации и помощь в их преодолении;
- выявление психических ресурсов, психологических характеристик, критерии психологического здоровья и благополучия конкретного человека, коллектива, семьи;
- оказание помощи и выработка рекомендации для самостоятельного решения клиентом различных психологических проблем;
- пропаганда, просвещение и совершенствование психологической культуры населения;
- психологическое сопровождение в деятельности и жизни людей;
- оптимизация системы психологической работы, повышение и совершенствование собственной профессиональной компетенции.
Клиническая психология
- область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий.
Клиническая психология имеет две основные прикладные области:
1) первая - связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний и изучает влияние на психику больного изменений структуры и функционирования мозга. Она делится на нейропсихологию и экспериментальную патопсихологию;
2) вторая - связана с применением ее в клинике соматических заболеваний, где основная проблема состоит в изучении влияния психологических факторов на соматического состояние (менее развита). Важнейшей остается проблема взаимоотношений врача и больного (деонтология).
Общей задачей клинического психолога в лечебно-профилактическом учреждении является его участие в проведении дифференциальной диагностики различных болезней, лечении и социально-трудовом приспособлении больных.
Выделяют следующие методы:
1. Метод наблюдений. Наблюдение – восприятие и отбор информации о событии или явлении. Для наблюдения необходимо: наличие четкой целевой установки и плановость и системность наблюдения.
2. Метод естественного эксперимента. Предложен В. Лазурским в 1910 г. Человек исследуется в естественных (а не искусственных как в эксперименте) условиях.
3. Психофизиологический метод. Представляет собой сочетание физиологических методов с психологическими. Они друг друга дополняют и помогают объективировать психические расстройства.
4.Проективные методы.
5.Биографический метод. Позволяет получить инф. об этапах жизненного пути, проследить особенности формирования личности. Является важным дополнением при интерпретации экспериментальных данных.
Схема: Ранние этапы развития ребенка. Какой по счету, братья, сестры, отношения с родителями. Наличие психотравмирующих факторов. Привязанности в раннем детстве, подростковом возрасте.
6.Анализ продуктов деятельности. Рисунки, лепка, дневники, письма. Например, рисунки страдающих депрессией отличаются слабым нажатием, черно-коричневым тоном, малой динамикой. шизофреники рисуют на первом плане глаз, и к нему добавляют различные части лица; обычно не используют полутонов.
7.Аналитический метод.
Номотетический подход– это исследование общих закономерностей и их индивидуальных вариаций по отношению к индивиду – основная задача. При номотетическом подходе мы интересуемся нормативами общих черт для разных людей .
Идиографический подход – описывающий своеобразие. Главная цель исследования и диагностики в выявлении индивидуальных черт, неповторимых, уникальных. Идиографический – описывающий своеобразие.
Психиатрия
- медицинская дисциплина, изучающая диагностику, лечение, этиологию, патогенез, распространенность психических болезней и организацию психиатрической помощи населению.
Задачи психиатрии:
- изучение причин и механизмов развития психических заболеваний;
- описание симптомов, синдромов, течения и исходов психических расстройств;
- разработка методов лечения и профилактики психических заболеваний;
- создание организационных форм для лечения психических расстройств
- разработка правовых аспектов психиатрии.
Коучинг
- профессиональное содействие человеку в определении и достижении его целей, личных и профессиональных, за минимальное время и с минимальными усилиями.
Главные задачи коучинга:
- разрешение проблемных ситуаций клиента при помощи следующих инструментов: эффективных вопросов, внимательного слушания, интуиции, обучения и совместного нахождения жизненного баланса;
- принятие конечного решения клиентом;
- стимулирование самообучения;
- полное раскрытие потенциала клиента;
- повышение мотивации клиента.
Методы:
модель GROW, предложенная Джоном Уитмором (Уитмор, 2005). Название модели происходит от первых букв названия этапов коучинга:
G — goals: данный этап состоит в определении целей, которые клиент стремится достичь;
R — reality: данный этап включает в себя изучение реальности — текущей ситуации клиента;
О — options: составляется список возможностей и дальнейших действий для достижения данной цели;
W — will: определение первых шагов по достижению цели.
Модель коуч-сессии Мэрилин Аткинсон:
1) установление раппорта (контакта);
2) заключение контракта;
3) определение цели;
4) использование опыта;
5) планирование деятельности.
6) заключение, признание достижений
Психиатр
Область компетенции:
- Специалист, занимающийся лечение психических заболеваний.
- Работает с психическими отклонениями.
Задачи:
- Лечение тяжелых форм психических расстройств с помощью применения медикаментозных препаратов.
Коуч
Область компетенции:
- Специалист с высшим психологическим образованием, занимающийся содействием в определении и достижении личных и профессиональных целей.
Задачи:
- Стимулирование самообучения. Раскрытие потенциала клиента. Повышение мотивации клиента.