Найти тему

ПСИХОЛОГ, ПСИХОТЕРАПЕВТ, ПСИХИАТР: В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Оглавление

Цели профессиональной деятельности практикующих психологов:

- психологическое изучение и описание объекта исследования, а также психологическое управление данными объекта.

Психологическое управление:

- это определенного рода воздействие на объект, осуществляемое при помощи методов, техник и средств практической психологии с целью изменения его психологических характеристик.

Прикладные задачи:

Возникли с необходимостью психологического обеспечения достижения оптимального функционирования организации и учреждении, к примеру, разработкой психологических рекомендации, программ подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации, составлении обучающих пособий, учебников, программ.

Научно – исследовательские задачи:

Целью научно – исследовательских задач является разработки методологических основ деятельности практикующего психолога

Практические задачи:

Определяются конкретными проблемами, связанными с осуществлением профессиональной деятельности.

Центральной задачей в деятельности практического психолога является обеспечение личностного развития каждого человека, осуществляемая при решении более частных задач, таких как:

- выявление и изучение психологических трудностей, возникающих в процессе социализации и помощь в их преодолении;

- выявление психических ресурсов, психологических характеристик, критерии психологического здоровья и благополучия конкретного человека, коллектива, семьи;

- оказание помощи и выработка рекомендации для самостоятельного решения клиентом различных психологических проблем;

- пропаганда, просвещение и совершенствование психологической культуры населения;

- психологическое сопровождение в деятельности и жизни людей;

- оптимизация системы психологической работы, повышение и совершенствование собственной профессиональной компетенции.

Клиническая психология

- область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий.

Клиническая психология имеет две основные прикладные области:

1) первая - связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний и изучает влияние на психику больного изменений структуры и функционирования мозга. Она делится на нейропсихологию и экспериментальную патопсихологию;

2) вторая - связана с применением ее в клинике соматических заболеваний, где основная проблема состоит в изучении влияния психологических факторов на соматического состояние (менее развита). Важнейшей остается проблема взаимоотношений врача и больного (деонтология).

Общей задачей клинического психолога в лечебно-профилактическом учреждении является его участие в проведении дифференциальной диагностики различных болезней, лечении и социально-трудовом приспособлении больных.

Выделяют следующие методы:

1. Метод наблюдений. Наблюдение – восприятие и отбор информации о событии или явлении. Для наблюдения необходимо: наличие четкой целевой установки и плановость и системность наблюдения.

2. Метод естественного эксперимента. Предложен В. Лазурским в 1910 г. Человек исследуется в естественных (а не искусственных как в эксперименте) условиях.

3. Психофизиологический метод. Представляет собой сочетание физиологических методов с психологическими. Они друг друга дополняют и помогают объективировать психические расстройства.

4.Проективные методы.

5.Биографический метод. Позволяет получить инф. об этапах жизненного пути, проследить особенности формирования личности. Является важным дополнением при интерпретации экспериментальных данных.

Схема: Ранние этапы развития ребенка. Какой по счету, братья, сестры, отношения с родителями. Наличие психотравмирующих факторов. Привязанности в раннем детстве, подростковом возрасте.

6.Анализ продуктов деятельности. Рисунки, лепка, дневники, письма. Например, рисунки страдающих депрессией отличаются слабым нажатием, черно-коричневым тоном, малой динамикой. шизофреники рисуют на первом плане глаз, и к нему добавляют различные части лица; обычно не используют полутонов.

7.Аналитический метод.

Номотетический подход– это исследование общих закономерностей и их индивидуальных вариаций по отношению к индивиду – основная задача. При номотетическом подходе мы интересуемся нормативами общих черт для разных людей .

Идиографический подход – описывающий своеобразие. Главная цель исследования и диагностики в выявлении индивидуальных черт, неповторимых, уникальных. Идиографический – описывающий своеобразие.

Психиатрия

- медицинская дисциплина, изучающая диагностику, лечение, этиологию, патогенез, распространенность психических болезней и организацию психиатрической помощи населению.

Задачи психиатрии:

- изучение причин и механизмов развития психических заболеваний;

- описание симптомов, синдромов, течения и исходов психических расстройств;

- разработка методов лечения и профилактики психических заболеваний;

- создание организационных форм для лечения психических расстройств

- разработка правовых аспектов психиатрии.

Коучинг

- профессиональное содействие человеку в определении и достижении его целей, личных и профессиональных, за минимальное время и с минимальными усилиями.

Главные задачи коучинга:

  • разрешение проблемных ситуаций клиента при помощи следующих инструментов: эффективных вопросов, внимательного слушания, интуиции, обучения и совместного нахождения жизненного баланса;
  • принятие конечного решения клиентом;
  • стимулирование самообучения;
  • полное раскрытие потенциала клиента;
  • повышение мотивации клиента.

Методы:

модель GROW, предложенная Джоном Уитмором (Уитмор, 2005). Название модели происходит от первых букв названия этапов коучинга:

G — goals: данный этап состоит в определении целей, которые клиент стремится достичь;

R — reality: данный этап включает в себя изучение реальности — текущей ситуации клиента;

О — options: составляется список возможностей и дальнейших действий для достижения данной цели;

W — will: определение первых шагов по достижению цели.

Модель коуч-сессии Мэрилин Аткинсон:

1) установление раппорта (контакта);

2) заключение контракта;

3) определение цели;

4) использование опыта;

5) планирование деятельности.

6) заключение, признание достижений

Психиатр

Область компетенции:

  • Специалист, занимающийся лечение психических заболеваний.
  • Работает с психическими отклонениями.

Задачи:

  • Лечение тяжелых форм психических расстройств с помощью применения медикаментозных препаратов.

Коуч

Область компетенции:

  • Специалист с высшим психологическим образованием, занимающийся содействием в определении и достижении личных и профессиональных целей.

Задачи:

  • Стимулирование самообучения. Раскрытие потенциала клиента. Повышение мотивации клиента.