Найти тему
Мысли вслух

Закон о просветительской деятельности или еще один политический инструмент борьбы с инакомыслием

Оглавление

01 июня 2021 года вступил в силу закон о просветительской деятельности. Он определяет, что она собой представляет, а также кто и на каких основаниях может ею заниматься.

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.

По всей видимости, скоро эти строчки мы будем читать как фантастику...

История принятия

Авторами законопроекта N 1057895-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“» выступили члены Совета Федерации А. А. Климов, Е. В. Афанасьева, А. В. Вайнберг, Л. Н. Глебова, О. В. Мельниченко и депутаты государственной думы В. И. Пискарёв, А. Г. Альшевских, Н. В. Поклонская, А. К. Исаев, И. В. Белых, А. Л. Шхагошев (все — фракция «Единая Россия»), Н. И. Рыжак, А. В. Чепа (оба — Справедливая Россия), Д. И. Савельев (ЛДПР), Р. Д. Курбанов (КПРФ).

  • Внесён в государственную думу 18 ноября 2020 года.
  • 24 ноября Наталья Поклонская вышла из числа авторов законопроекта.
  • 23 декабря 2020 года принят в первом чтении. За проголосовал 321 депутат; против — 37, в том числе авторы законопроекта Николай Рыжак и Ризван Курбанов.
  • 9 марта 2021 года закон был принят во втором чтении. За проголосовало 305 депутатов; против — 62, в том числе авторы законопроекта Николай Рыжак и Ризван Курбанов; двое воздержались.
  • 16 марта закон принят в окончательном третьем чтении. За проголосовало 308 депутатов; против — 95, в том числе авторы законопроекта Николай Рыжак и Ризван Курбанов; один воздержался.
  • 31 марта Совет Федерации одобрил закон.
  • 5 апреля Президент России подписал и опубликовал закон.

А теперь о самом законе...

Вызвавший масштабную критику законопроект о просветительской деятельности в РФ принят Госдумой во втором чтении без принципиальных правок, на которых настаивали представители российской науки и культуры, а также рядовые граждане. Таково решение профильного комитета парламента. Депутаты объяснили свою позицию необходимостью «противодействия западным государствам по вмешательству в наши внутренние дела». Это вызвало недоумение оппонентов, которые возразили, что, таким образом, «противники России занимаются просвещением, а сторонники должны его придушивать». Вице-президент РАН Алексей Хохлов возмутился, что никто «даже не подумал обсудить текст законопроекта с Академией наук», тогда как речь идет об уставной для нее деятельности. Однако, в Госдуме уверены, что нужно сначала принять инициативу, а потом решить, что конкретно делать с просветительскими организациями.

Авторы предложили сформулировать в законе определение просветительской деятельности, наделить Минобрнауки и Минпросвещения полномочиями лицензировать просветительские проекты и особое внимание уделить сотрудничеству образовательных учреждений с международными организациями. Они подчеркивают, что действующее законодательство не определяет «правовые основы просветительской деятельности, порядок ее осуществления и требования к ее участникам».

Отсутствие регулирования, по их мнению, «создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию (Утрата доверия) проводимой в РФ государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя».

Против документа, например, единогласно выступили члены президиума РАН. Петицию с требованием отменить поправки, инициированную астрофизиком, ведущим научным сотрудником ГАИШ МГУ Сергеем Поповым, подписали около 220 тыс. человек. С такой же просьбой к президенту Владимиру Путину обратились более 600 деятелей российской культуры. Критики законопроекта обращают внимание, что он «носит чисто ограничительный характер» и создает предпосылки для «репрессивного и цензурирующего регулирования», что ставит просветительские проекты, основанные на энтузиазме их авторов, под угрозу исчезновения.

Новый законопроект вносит изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 23, ст. 2930; N 30, ст. 4257; 2015, N 18, ст. 2625; 2016, N 27, ст. 4160, 4238, 4246; 2018, N 32, ст. 5110; 2019, N 10, ст. 887; N 30, ст. 4134; N 49, ст. 6962; 2020, N 31, ст. 5063; 2021, N 1, ст. 56).

Новым Федеральным законом устанавливается следующее определение просветительской деятельности: просветительская деятельность - осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (п. 35 ст. 2 ФЗ N273-ФЗ от 29.12.2012).

п. 2 ст. 12.2 ФЗ N273-ФЗ от 29.12.2012: Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Нормы, изложенные в документе, дублируют уже действующие законы «Об информации» и «О противодействии экстремистской деятельности», обратил внимание заведующий лабораторией образовательного права Института образования НИУ ВШЭ Семен Янкевич. Он подчеркнул, что в соответствии с приказом Рособрнадзора вся информация о международных договорах российских организаций публикуется на их сайтах.

Инициатива, казалось бы, направленная на защиту от "вредной" информации, получается опять направленной неизвестно куда. Пользуясь этим законом, сейчас можно закрывать любые проекты, ведущие деятельность, хоть сколько-то связанную с просветительской - любые опыты, утверждения, исследования, объяснения, не одобренные соответствующими инстанциями (лицензирование) могут быть объявлены незаконными.

Лично я много различных статей читаю и много познавательных фильмов смотрю, в том числе и на Youtube. Да, там не мало реальной чуши, но в этом и прелесть познания - разобраться, что есть что. Человек образованный, начитанный и стремящийся к самосовершенствованию, сможет довольно успешно отделить истину от лжи. Если правительство задумалось защитить, например, историю от фальсификаций, то это не на законодательном уровне надо делать - для подтверждения тех или иных исторических событий, существуют документы, иные исторические свидетельства - записки современников, рассказы, повести и т.д. Фальсифицировать факты очень сложно, но можно рассматривать события под разными углами и эти взгляды нельзя будет считать неправильными. У меня лично особо нет вопросов к различным просветительским каналам, но у меня много вопросов к министерству образования и тому же правительству - превращение образования в аттракцион глупости - это ли не преступление? Почему, если правительство так радеет за образование граждан, их собственные дети учатся и живут за границей?

Современные школьные программы построены так, что часто без репетитора не обойтись. Я, как отец, помогая делать домашние задания, порой чувствую себя идиотом - я сам не понимаю, что нужно сделать... Я бы сильно усомнился в своих интеллектуальных способностях, но высшее техническое образование мне не позволяет это сделать.

Вместо того, чтобы придумывать очередные палки в колеса для множества людей, лучше бы занялись выстраиванием действительно эффективной и полезной программы образования от начальной до высшей школы.

Особое недоумение у меня вызывает уверенность депутатов в том, что сначала надо принять инициативу, а потом думать, что делать с просветительскими организациями... На мой взгляд, это безалаберность и безответственность высшего уровня. Закон должен прописывать четкие рамки для осуществления какой-либо деятельности, а не становиться инструментом для политического и иного воздействия. В данном случае получается, на мой взгляд, создали инструмент для устранения неугодных.

Охота на ведьм продолжается...

Напоследок несколько афоризмов, связанных с темой статьи:

  • Образование в счастье - украшение, а в несчастье - прибежище. (Аристотель)
  • Образование нуждается в трёх вещах: в даровании, науке, упражнении. (Аристотель)
  • Остроумие — это дерзость, получившая образование. (Аристотель)
  • Пища столь же необходима для здоровья, сколь необходимо приличное обращение человеку образованному. (Козьма Прутков)
  • Жизни верь, она ведь учит лучше всяких книг. (Иоганн Вольфганг фон Гёте)
  • Сведения, полученные мной в школе, сводились к тому немногому, чему узник может научиться у своих товарищей. (Джордж Бернард Шоу)
  • В деле воспитания (учения) развитие навыков должно предшествовать развитию ума. (Аристотель)
  • Время идёт медленно, когда за ним следишь. Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует. (Альбер Камю)

Это всего лишь мои мысли вслух.

Если Вам понравилась моя статья, не забудьте оценить её лайком и поделиться с друзьями в социальных сетях!

Если по содержимому данной статьи у Вас есть собственное мнение, поделитесь им в комментариях.

Возможно, Вам будут интересны другие статьи: