Найти тему
Культурная Карта

Фестиваль театров кукол перешёл все границы

Оглавление

Ну, или не все. Оставил немного на следующие фестивали. Ведь в этом году проходил уже XI Международный фестиваль «Театр кукол ― без границ». Организаторы очень надеются, что история будет продолжаться, и в Москву ежегодно из разных стран и российских городов будут приезжать новые театральные коллективы с новыми инновационными кукольными постановками.

О фестивале

Четыре дня в Москве шли спектакли, где главные роли исполняли куклы. Девять очень разных историй в воплощении театральных коллективов Барнаула, Ханты-Мансийска, Таганрога, Вологды, Санкт-Петербурга. Также участие в фестивале приняли Московский областной театр кукол и Маленький театр кукол (г. Балашиха). Мне удалось посмотреть два спектакля ― выбор был сделан примерно также, как это делала бы любая семья, решившая посмотреть одну постановку из всей фестивальной программы.

Пьеса «Охота на крыс» была создана в рамках лаборатории «Маленькая драма» и поставлена в Московском областном театре кукол в октябре прошлого года. Непростая история мальчика, живущего далеко от привычного самобытного мира ханты и манси, превращается в глобальную драму, которая поднимает вопросы становления подростка, определения себя в мире, поиск своей идентичности, своих корней, ценности семьи. Это серьёзный разговор с подростками о ценности жизни, в целом, независимо от того, чья это жизнь ― водяной крысы или человека.

Спектакль «Охота на крыс» режиссёра Дмитрия Тархова был отмечен двумя спецдипломами семейного жюри в номинациях «Оригинальное режиссёрское решение» и «Оригинальный сюжет». Было. Зрителям раздали очки при входе, чтобы видеть это решение. Отмечу к этом гротескное увеличение проблемных зон с помощью игры с размером ― то куклы такие маленькие, что помещаются в один из экранов телевизоров, то такие большие, что вот-вот накроют своими костюмами первые ряды зрителей.

Очень хотелось увидеть постановку Алтайского театра кукол «Сказка» из любимого мною города Барнаула, да ещё в Московском губернском театре. Спектакль «Паша» режиссёра Александра Янушкевича взял спецдиплом семейного жюри в номинации «Актёрское мастерство». Пьеса написана по книге Павла Селукова «Добыть Тарковского». Этакие неинтеллигентные рассказы о пермской жизни девяностых и нулевых. Герои ― маргиналы и трудные подростки, они же романтики и философы. Провокационный спектакль с первых же сцен о «реальных пацанах» в школе, дома и дальше по жизни. Главный герой Паша выплёскивает на зрителя размышления о себе и своим познания в искусстве, взгляды на быт и человечество.

Как оценить увиденное

Правильное решение организовать на фестивале семейное жюри. Смотреть такие спектакли нужно только со взрослыми, говорить о том, что увидели, обсуждать, где плохо, а где через глобальное «плохо» мы приходим к личному «хорошо» и наоборот. Что любое театральное действие на сцене имеет свою задачу по общей режиссёрской задумке. Что через оценку определённой мизансцены и даже материала, из которого сделаны герои, можно прийти к пониманию их образа и поступков, к оценке времени и пространства, к необходимости говорить «об этом» здесь и сейчас, к сверхзадаче и языку театра, в целом.

В круглом столе, на котором проходило обсуждение спектаклей, приняли участие молодые театроведы и театральный критик, заслуженный работник культуры РФ, эксперт и член жюри Национальной театральной премии «Золотая Маска» Наталия Каминской.

В семейное жюри в этом году вошли родители с подростками 9-10 лет. Возрастной ценз некоторых спектаклей был всё же выше. Думаю, этот момент организаторы учтут в следующем году. Интересно же узнать мнение именно целевой аудитории о спектакле, смог ли театр донести свой посыл современной молодёжи, можно ли вообще такими средствами достучаться до сердец тех, кому 12, 14 и 16+. Пойдут ли они в театр, да ещё в кукольный, или театрам стоит рассмотреть возможности выходить на эту аудиторию как-то по-другому ― самим приезжать с экспериментальными постановками в школы, ссузы и даже вузы, выступать на молодёжных форумах или летних школьных площадках.

За что боролись

Этот фестиваль действительно расширяет границы, выходит за грани нашего представления об историях, которые можно увидеть в кукольном мире. Он, в целом, ломает стереотипы о репертуаре театра кукол. Вот, какой отзыв получил спектакль «Бах-бах-бах» режиссёра Елены Евстроповой Ханты-Мансийского театра кукол от актрисы театра и кино, театрального режиссёра, сценариста Инги Оболдиной:

― Я шла на детскую постановку, вообще ни о чём не думая. И вдруг появились совершенно живые куклы, в которых ты тут же влюбляешься, и тут же хочешь, чтобы всё вернулось и чтобы всё «бах-бах!» закончились... Весь зал рыдал, и я в том числе, потому что это очень тёплая история про войну, рассказанная детским языком. И это невероятное ощущение: гениальный текст, гениальные куклы, гениальные актёры и, конечно же, гениальная режиссура. Здесь всё настолько просто, по-настоящему, и от этого попадает в самое сердце.

Кстати, диплом семейного жюри за «Лучший спектакль» получил именно Ханты-Мансийский театр кукол за постановку «Бах-бах-бах». Это представление с цирком и превращениями о войне, дружбе и собаках поставлено по пьесе современного драматурга Юлии Поспеловой. Ровно час театрального действия куклы заставляют зрителей думать, что происходит, где фронт, почему бросает лучший друг, почему вокруг «бах-бах-бах»?

― Много придётся понять маленькой собаке. Ведь наш спектакль не столько о войне, сколько о человеческих чувствах ― любви, дружбе, предательстве, умении прощать и важности человеческих отношений даже в самое непростое время, ― говорят создатели трогательной истории о цирковой собаке, у которой хозяин ушёл на фронт.

Кроме того, специальными дипломами семейного жюри в номинациях «Выразительность образов» и «Оригинальное художественное оформление спектакля» был отмечен спектакль «Мойры Богудонии» Таганрогского камерного театра (режиссёр Нонна Малыгина), в номинации «Лучшее художественное оформление» спецдиплом вручили Санкт-Петербургской корпорации Театр Кот Вильям | СПб за спектакль «Всё склеится».

― Это невероятная радость иметь возможность принимать у себя коллег из разных уголков нашей страны, подружиться и провести вместе несколько прекрасных и тёплых дней. Поэтому хотим поблагодарить тех, кто помогает нам это осуществить, ― написали организаторы фестиваля в своём паблике ВКонтакте.

На торжественном закрытии фестиваля директор Московского областного театра кукол Олег Лабозин вручил лауреатам памятные статуэтки и поделился надеждой, что никакие обстоятельства больше не помешают встретиться в очередной раз, через год ― на XII Международном фестивале «Театр кукол ― без границ».

Анжелика ЛУКИНА, фото Московского областного театра кукол

Точка на карте: Москва, Пестовский переулок, д. 2. Московский областной государственный театр кукол.