Виктор Цой и Алексей Рыбин, выступавшие до того в группах «Палата № 6» и «Пилигримы» соответственно, решили играть вместе и организовали группу «Гарин и Гиперболоиды». В этом же году состоялась их знаменательная встреча с Борисом Гребенщиковым, который с тех пор стал ангелом-хранителем группы.
«Познакомились мы, как известно, в электричке, когда ехали с какого-то моего концерта в Петергофе, - рассказывал Борис Гребенщиков. - Судя по тому, что я ехал один, там был сольный концерт. И они подсели ко мне - Витька и Рыба, то есть Леша Рыбин. Кстати и гитара оказалась, и Витька спел пару своих песен... Одна из них была никакой, но показывала, что человек знает, как обращаться с песней, а вторая была «Мои друзья идут вперед по жизни маршем». И она меня абсолютно сбила с нарезки. Это была уже песня, это было настоящее. Когда через молоденького парня, его голосом проступает столь грандиозная штука - это всегда чудо...»
Зимой в Уфе была основана группа «ДДТ». Первый состав: Юрий Шевчук (гитара, вокал), Владимир Сигачев (клавишные, вокал), Рустэм Асанбаев (гитара), Геннадий Родин (бас), Ринат Шамсутдинов (барабаны).
Как вспоминал Владимир Сигачев, Шевчук пришел в ансамбль, который, конечно, тогда еще назывался вовсе не «ДДТ», а «Калейдоскоп», с репутацией сложившегося барда, поэтому на первой же репетиции ему был устроен экзамен на предмет владения рок-стилистикой. «Спой-ка нам что-нибудь из Deep Purple!» - предложили ему рокеры, и Шевчук, что называется, не моргнув глазом, спел «Space Truckin’», причем с такой мощью, что все буквально остолбенели.
Репертуар у «Калейдоскопа» был сугубо англоязычный, но когда Шевчук принес на репетицию песню «Черное солнце над миром встает», музыканты с восторгом взялись за ее аранжировку…
В Москве гитарист Сергей Володин, игравший ранее в группе Дмитрия Линника «Зодиак», собрал ансамбль «Альянс». В первоначальный состав группы также вошли Андрей Туманов (бас), Игорь Журавлев (вокал, гитара) и Владимир Рябов (барабаны, позже его заменил Юрий Кистенев). «Альянс» сразу же включился в «новую волну», заиграв модные ска и рэггей.
«В 1981 году «волна» только-только начиналась, только пенка такая появилась, - рассказывает Игорь Журавлев, - но мы решили быть сразу в авангарде и сделали программу из песен групп The Police, Blondie, Madness, Duran Duran, чтобы понять, что же это за новое явление идет. Cлушая в 1981 году The Police, не совсем было понятно, в чем же там прикол, хотя мы уже знали, что группа имеет и мировую славу, и платиновые пластинки. А, как известно, для того, чтобы понять, нужно просто тупо играть фирменные вещи, чтобы изнутри посмотреть, в чем же там соль».
Вскоре у «Альянса» появились и собственные песни, сделанные в стилистике «новой волны» - «Я медленно учился жить», «Серое небо», «Сентябрь», «Я жду тебя на Киевском вокзале» и др.
Клавишник Алексей Аедоницкий, сын известного композитора Павла Аедоницкого, собрал группу «Редкая птица», в которую также вошли Евгений Хавтан (гитара, позже – лидер группы «Браво»), Сергей Галанин (бас, позже – «Бригада С»), Михаил Куликов (вокал) и Игорь Смыслов (барабаны).
«Наверное, моя жизнь сложилась бы совсем по другому, - рассказывает Евгений Хавтан, - если бы однажды в седьмом классе мои родители не купили мне мою первую, и до сих пор самую любимую «классическую» гитару производства ГДР стоимостью 70 рублей. Это были очень большие деньги в то время. С этого момента началась моя «вторая» жизнь.
Я до сих пор очень хорошо знаю наизусть многие песни (причем, с аккордами) Юрия Антонова, «Машины времени», «Воскресения», «Самоцветов» и разных других ансамблей. Еще в детстве мы горланили их под окнами нашего дома, да других песен просто и не было.
Я ни о чем и не думал: просто хотел играть на гитаре, причем — свою музыку, которую в то время уже сочинял…»
В МГУ была образована группа «Проспект» (позднее – «Ночной Проспект») - один из коллективов, определивших движение московской рок-школы в 80-х годах. Основателями «Проспекта» стали студенты-истфаковцы Алексей Борисов (вокал, гитара) и Дмитрий Маценов (вокал, гитара), к которым присоединились Алексей Раскатов (ударные, позже его сменил Сергей Павлов) и Сергей Кудрявцев (бас). «Проспект» лихо исполнял твисты и рокабилли. Многие собственные композиции группы («Стояла жаркая погода», «Твист лакированных ботинок» и другие) вошли в «золотой» фонд отечественного рок-н-ролла. Одновременно группа начала экспериментировать с «новой волной». К сожалению, записи «Проспекта» остались только на репетиционных пленках, тем не менее, многое из сочиненного в студенческие годы прошло красной нитью через позднее творчество группы.
В мае 1981 года в Свердловске на местной телестудии был записан первый альбом группы «Урфин Джюс», получивший название «Путешествие». Как позднее рассказывал лидер этой группы Александр Пантыкин, «вся музыка к «Путешествию» была написана на фортепиано и представляла собой традицию европейской музыки ХХ века. Но в результате переложения фортепианной фактуры на гитарную оказалось, что она тяготеет к хард-року».
В процессе записи группу покинул барабанщик Иван Савицкий, игравший вместе с Пантыкиным еще в «Сонансе», его заменил Александр Плясунов.
В те же майские деньки в Свердловском архитектурном институте состоялся рок-фестиваль, в котором приняли участие 8 лучших рок-коллективов города. Этот фестиваль считается отправной точкой уральского рока. Хэдлайнером был, разумеется, «Урфин Джюс», который и занял первое место.
После фестиваля в группе произошли новые перемены: Богатикова и Плясунова заменили Егор Белкин и Владимир Назимов. «Я пригласил Назимова и Белкина. Белкин сказал, что если он не поступит в гидрометеорологический институт в Ленинграде, то будет играть в «Урфин Джюсе». Он не поступил, мы начали играть вместе», - рассказывал Пантыкин в интервью «Свердловскому рок-обозрению» в мае 1986 года.
«Я не поступил и вернулся. Тут-то и всплыл Александр и предложил попробовать с ними, - вспоминал Егор Белкин. - Я сначала хотел отказаться, потому что есть свой коллектив и, вообще, незачем все это. Но меня смутило то, что на Александра в то время было множество всяких поползновений, его тогда дико плющили, и я, из принципа, остался».
Дебют нового состава «Урфин Джюса» состоялся 10 октября на вечере первокурсников архитектурного института.
20 - 22 ноября группа приняла участие в Первом фестивале студенческой песни «АзИСИ» в Баку, где была удостоена звания лауреата и награждена дипломом первой степени. Этот успех «на стороне» заметно облегчил жизнь группе в родном городе.
На том же фестивале в Свердловском архитектурном институте дебютировала группа «Трек», которая была названа «открытием фестиваля». После этого группа дала несколько концертов в городе, а летом записала свой второй альбом. (Первым считается альбом «Шагреневая кожа», записанный в 1980 году.) В состав «Трека» входили музыканты Андрей Балашов (клавиши, вокал), Игорь Скрипкарь (бас, вокал), Михаил Перов (гитара, вокал), Евгений Димов (ударные), Настя Полева (вокал).
«Вдохновителем группы был Андрей Балашов, профессиональный скрипач. Он начал, и у всех заработали мозги, - вспоминает Настя Полева. - Я очень хотела, чтобы меня взяли, долго просила, но меня никак не брали: группы-то все мужские и надо было все время доказывать, что ты не верблюд. Но и потом я все время жила под угрозой того, что меня выгонят. Балашов постоянно говорил: «Будь готова к тому, что мы можем тебя не использовать». Но «Трек» - это такая группа, которая появилась несвоевременно. Уже потом одни лондонские ребята сказали нам, что «Трек» - это музыка 1983 года, а тогда шел 1980-й и ощущения были такие: перспективы никакой, варимся в собственном соку, концерты раз в год с очень опасными последствиями...»