«Уралвагонзавод» (УВЗ) собирает первые опытные образцы робототеннического комплекса, подходящего для городских боёв.
Не секрет, что армии всего мира стремятся максимально сохранить человеческие ресурсы за счёт введения в строй роботизированной техники, и Россия уверенно придерживается этого направления. О разработке роботизированного танкового комплекса тяжёлого класса «Штурм» впервые заговорили в 2018 году. РТ предназначен для боя в городских условиях и включает «подвижный пункт управления боевыми машинами комплекса и сами машины с разными боевыми модулями, включая модуль со 125-миллиметровым гладкоствольным укороченным орудием».
Арсенал «Штурма» - это блок реактивных огнеметов «Шмель», спаренные 30-миллиметровые автоматические пушки и блок 220-миллиметровых термобарических неуправляемых реактивных снарядов. Машины строятся на базе шасси танка Т-72БЗ и имеют сверхвысокую всеракурсную защиту, благодаря которой живучесть обеспечена даже после попадания 10–15 гранат ручного противотанкового гранатомёта (РПГ) и минного подрыва.
В «Уралвагонзаводе» отметили, что основное назначение комплекса «Штурм» – выявление и подавление долговременных огневых точек, уничтожение живой силы противника. В первую очередь это касается противотанковых расчетов, представляющих для бронетехники в городе особую опасность. Учитывая требования местности, конструкция машины позволяет ей с лёгкостью маневрировать на плотно заставленных городских улицах.
«Короткий ствол с минимальным выносом за габариты боевой машины обеспечит «Штурму» хорошую мобильность и эффективность в условиях городских узостей или завалов. Учитывая минимальные дальности огневого контакта в урбанистической среде, сниженная из-за короткого ствола начальная скорость снаряда не повлияет на эффективность поражения целей», – сообщили в УВЗ.
Предполагается, что связующим звеном между роботизированными танками и человеком станет высокоподвижный пункт дистанционного управления, также построенный на базе шасси Т-72Б3 и оснащённый комплектом всеракурсной защиты. При этом каждый робот сможет управлять взводом боевых машин в радиусе 3 км. Максимальная скорость роботов при дистанционном управлении составит около 40 км/ч.
Как известно, военная робототехника как отрасль существует не первое десятилетие. В далёкие 1981-1983 годы существовала научно-исследовательская работа «ЛИМБ-МВО». Этот проект проводился по заказу КГБ — предполагалось, что советская робототехника будет использоваться для антитеррористических операций. Роботизированный комплекс МРК-20 — одна из таких разработок, созданная для работы с боеприпасами в полигонных условиях, была передана в НИИ «Геодезия». Спецроботы, разработанные на базе этого проекта, сыграли важную роль в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС: «СТР-1» и «Мобот ЧХВ-2» расчищали крыши энергоблоков от радиоактивного мусора.
После развала Советского Союза научно-технический потенциал снизился по известным причинам. Та же проблема коснулась и специализированной робототехники, и долгое время казалось, что на отечественных технологиях можно поставить крест. Однако работа шла, и зачастую это происходило по инициативе самих исследователей, а не по госзаказу.
Например, в 2015 году планировались разработки роботизированной версии Т-14 «Армата», а тремя годами спустя на параде Победы появились многофункциональные роботы серии «Уран». В том же — 2018 — году появился опытный образец комплекса на базе «Арматы». Единственная проблема Т-14 и производных от неё роботов — дороговизна. Если рассматривать управляемую версию, то стоимость одного Т-14 оценивается в 4,5 млн. долларов. Для сравнения — Т-72БЗ (самые массовые боевые танки второго поколения) дешевле «Арматы» почти в шесть раз. Поэтому Т-72 стал основой для современных роботизированных машин на гусеничном ходу.
Больше интересных материалов на сайте Еженедельника "Звезда"