Сто лет назад, 1 марта 1921 года, началось Кронштадтское восстание - вооруженное выступление гарнизона военно-морской крепости Кронштадт и экипажей некоторых кораблей Балтийского флота.
Восставшие выдвинули лозунги: "Советы - без коммунистов!", "Власть Советам, а не партиям!" и т.д. Недовольные политикой "военного коммунизма", они потребовали проведения перевыборов Советов и изгнания из них большевиков, предоставления свободы слова, собраний и союзов всем партиям, освобождения из заключения членов социалистических партий, обеспечения свободы торговли, разрешения крестьянам свободно пользоваться своей землёй и распоряжаться продуктами своего хозяйства, т.е. ликвидации продразверстки. Забастовками и демонстрациями кронштадтцев поддержали рабочие Петрограда.
1 марта на Якорной площади Кронштадта 1921 года было шумно. Собралось не менее 15 тыс. человек. Ждали, что им скажет приехавший через покрытый подтаявшим льдом залив председатель ВЦИК Калинин. Братва встретила Михаила Ивановича аплодисментами - не побоялся, приехал. Знал всероссийский староста, куда прибыл - вчера на общем команды линкора "Петропавловск" приняли резолюцию за перевыборы в Советы, но без коммунистов, за свободу торговли. Резолюцию поддержала вторая команда второго линкора - "Севастополь" - и весь гарнизон крепости. И вот Калинин в бурлящем Кронштадте. Один, без охраны, проводников, взял только жену!
Но недолго слушали военморы речь председателя: "Кончай старые песни!", "Хлеба давай!", - орали тысячи людей. Проголосовали в очередной раз и приняли резолюцию - за свободу всех левых партий, политическую амнистию, выборы в новые Советы, против борьбы со спекуляцией. Ещё кричал Калинин толпе: "Ваши сыновья будут стыдиться вас! Они никогда не простят вам сегодняшний день, этот час, когда вы по собственной воле предали рабочий класс!"
Но уже не слушали Калинина. В ответ раздавался оглушительный свист. Председатель ВЦИК уехал, а в ночь с 1 на 2 марта мятежники арестовали руководителей Кронштадтского Совета и около 600 коммунистов, в том числе и комиссара Балтийского флота Кузьмина. Первоклассная крепость, прикрывавшая подступы к Петрограду, оказалась в руках восставших.
Почти 300 делегатов X съезда отправились в Кронштадт для последнего штурма. В ночь на 17 марта колонны красноармейцев сошли на лёд. Из крепости били орудия и пулемёты, но вот уже развернулись в цепи и уже ничто не могло сдержать яростный натиск пехоты.
В десять часов штурмовые отряды вели бой в городе. На треть поредела бригада Рейтера, первой ворвавшаяся на пристань Кронштадта. Невельский полк, потеряв один из батальонов, был спасён ценой курсантов бригадной школы. Часть арестованных коммунистов сумела вырваться из тюрем и сражалась в городе. В их числе был и комиссар Балтфлота Кузьмин.
Мятежники на автомобилях перебрасывали отряды матросов, косивших из пулемётов штурмовые части. К пяти часам вечера атакующие выбиты из города. И тогда через лёд был брошен последний резерв штурма — конница, которая рубила опьянённых призраком победы матросов. К концу дня, узнав, что "вожди" ушли в Финляндию, мятежники начали сдаваться. Победителей к тому моменту на острове было меньше, чем побежденных.
Оригинал нашей статьи Вы можете прочитать в нашей группе ВК.
Дорогой читатель! Вы можете поддержать выпуск исторических статей на нашем канале. Напишите комментарий по теме сегодняшней статьи, поставьте лайк и подпишитесь на канал!
С уважением, редакция Русского Револьвера.