Найти тему
Дзенорог

Карма возвращается, или чем «зелёные полосочки» в Дзене похожи на карму (такие же непонятные и неочевидные для автора)

— Штурман, приборы!
— Восемь!
— Что — «восемь»?!
— А что — «приборы»?!

Каждый раз, когда я смотрю на карму в своём профиле, я вспоминаю этот поросший мхом и бородой анекдот.

Когда я только-только начинал свой путь в Дзене, вдохновившись Дзен-понедельниками и пятницами, меня очень радовало наличие кармы. Не самой циферки, а осознание того, что есть такая интересная и многоплановая метрика, компас с целыми пятью стрелочками, который показывает качество твоего канала, оценивает твои усилия и позволяет тебе поработать над слабыми местами.

И поначалу так оно и было, первые несколько месяцев, пока я не очутился в Нирване и канал не стал набирать обороты.

Но оказалось, что начиная с определённого момента карма бесполезна. Ты развиваешься как автор, прокачиваешь скилл, но метрика кармы не даёт тебе ответ на вопрос «а что и как улучшить»?

Вот, к примеру, «оригинальность». Я, наверное, за всё время ведения канала от силы десяток раз использовал чужие фотки. Остальные десятки тысяч фото, видео, текстов у меня оригинальны. Как мне добить оставшиеся 4 балла? Куда оригинальнее-то? Ну или... да чего примеры приводить — каждый не раз этими вопросами задавался по остальным лучам.

-2

Не хватает трёх баллов до максимума в луче «развитие канала»? Сразись-ка с этими ребятами, которые клепают по 90 публикаций за 2 дня.

Да и вообще к карме всегда было много вопросов. А помните весёлые деньки, когда публикация видео снижала луч оригинальности? Нет? А я помню. Смешно очень было (нет).

Недавно я в очередной раз вёл переписку с менеджером насчёт того, как улучшить карму по отдельным лучам. Вёл-вёл, пытался увидеть хоть какое-то зерно истины среди замшелых шаблонов...

А потом у меня случайно выстрелила одна статья — и карма позеленела вся и разом. Вопреки всем советам менеджера, вопреки моим стараниям работать над отдельными лучами.

Нет, бесполезно разбираться. Надо просто смириться, что карма — она есть. Потому что вот. Потому что восемь.

Хочешь зелёную карму — просто придумай, как написать достаточно удачную статью, которая взлетит. И всё.

Но ладно, с кармой ещё можно как-то смириться. Если ты перестанешь считать, что это действительно оценка твоего труда. И сделаешь вид, что тебе не нужны бонусы — этот ценный и в ряде случаев незаменимый инструмент.

Но ирония в том, что история любит идти по проторенному пути.

И поэтому что? Поэтому у нас появилась карма-2. Эти весёленькие полосочки, которые на поверку оказались вовсе не смешными.

-3

И вот сейчас я сижу, смотрю на три статьи с шикарным для меня ctr и хорошей картой дочиток. Они совершенно разные. Почему такие низкие реакции? Потому что восемь. А почему у статьи, у которой 800 тысяч показов, нет полоски реакции от подписчиков? Где моё хвалёное ядро аудитории? Ах, ну да, логично. Восемь.

-4

Окей. А тут почему они такие зелёные? Потому, что показались, наконец, подписчикам, а не непонятно кому? Или что? Нет ответа. Потому что гладиолус.

И ты можешь днями ломать голову, чем похожи друг на друга твои статьи с одинаково зелёными или красными полосками. Неизменно приходя к выводу, что они похожи только тем, что у них.. схожие полоски.

Ах, ну и да, ещё один волнующий вывод — эти полоски явным образом коррелируют с количеством полученных дочиток.

И что у нас в итоге получается?

Важнейшая метрика, которая отражает то, насколько твоя статья «нравится» рекомендательной системе, совершенно не отвечает на вопрос «почему так произошло».

Когда у нас была россыпь отдельных параметров, было ясно, что делать — поставить картинку побойчее или написать заголовок поразвесистее, если плохой ctr. Причесать текст, если плохая карта. Добавить ляпов и косяков, чтобы комментаторы крыли тебя в обсуждении. Добавить фото котика в конце, чтобы ставили лайки. И всё это явным образом нравилось рексистеме, у тебя вырабатывалось «чутьё».

А теперь?

А теперь есть полосочки. Которые что? Правильно, которые можно смело выбросить из таблицы вообще. А зачем они нужны, если и так видно, что статья, у которой по всем приборам всё замечательно, не взлетает, хотя как-то худо-бедно крутится?

А что будет, если спросить менеджера, что происходит со статьёй, на которую я угробил кучу времени и сил, добывая уникальный материал, вылизывая стилистику и ещё при этом пытаясь хоть немного писать о том, что интересно тебе самому?

Отмечу, что на рекомендательный процесс влияет очень много факторов, начиная с темы материала и её популярности и заканчивая реакцией читателей на публикацию. Поэтому назвать конкретный фактор возможности нет.

Спасибочки, Капитан Очевидность! Вот теперь-то всё понятно. Как по полочкам разложили!

-5

Посмотрите ещё раз на логотип Дзена. Помните, что эта штучка означает? Это стилизованная путеводная звезда.

И довольно печальна ирония того, что у автора сейчас эта самая путеводная звезда фактически отсутствует. Начиная с определённого момента ты не можешь ориентироваться на карму для того, чтобы понять, куда надо направлять канал. И не можешь ориентироваться на полоски, чтобы понять, как именно тебе изменить твои материалы.

Если ты действительно хочешь развивать своё канал вдолгую, а не клепать желтушную однодневку, наличие внятной метрики жизненно необходимо.

В противном случае у нас получается эдакое интеллектуальное казино (сравнение, которое, кажется, не очень понравилось Александру Соболю, когда на дзен-понедельнике я в вопросе использовал эту метафору).

-6

Чтобы не заканчивать статью на грустной ноте, покажу, как могла бы выглядеть та карма, которая бы мне точно понравилась.

С возможностью узнать, за что именно я получил высокую (или низкую) оценку по тому или иному параметру. С чётким описанием того, что она даёт (или не даёт). С конкретными примерами.

Вот это, на мой взгляд, правильный и ясный подход. И с полосками тоже хотелось бы так. Если полоски красные — так хоть чтобы понимать, почему: налепили дизлайков? Тема настолько узкоспециализированная, что на вопрос читателю «порекомендовали бы вы эту статью любимой бабушке» ответ всегда будет «нет»? Восемь?...

Спасибо за внимание, и не забывайте подписываться на Дзенорога в Дзене и в Телеграме!