Личность сеида (потомка пророка Мухаммеда) Кул Шарифа легендарна и вызывает вопросы у учёных. В то же время, имеются сведения о его героическом участии в обороне Казани в 1552 году. Поэтому, историзм личности является достоверным.
Исторические свидетельства о Кул Шарифе
Первым, кто изучал наследие и биографию Кул Шарифа был Шигабутдин Марджани. Он изучил и опубликовал все имевшиеся исторические источники о личности Кул Шарифа.
По свидетельству Марджани Кул Шариф перед падением Казани являлся верховным главой мусульманского духовенства Казанского ханства.
Подтверждает это и сокомандующий полка правой руки, бравшего Казань в 1552 году Андрей Михайлович Курбский.
Он называет Кул Шарифа великим бискупом. Сами татары, по словам Курбского величали его "Накыиб Аль- Ашраф" - руководитель великих
О высших предводителях мусульманского духовенства в Казанском ханстве писал и Герберштейн.
Значение Кул Шарифа в казанском обществе
Предположительно, Кул Шариф происходил из Крымского ханства, жил некоторое время в Астраханском ханстве, откуда вместе со своим отцом Мансуром перебрался в Казань.
Советский историк Худяков считал, что Кул Шариф был первым лицом в Казанском ханстве и без него не обходилось решение ни одной важной государственной проблемы.
Участь Кул Шарифа
Кул Шариф возглавил духовную жизнь казанского общества в самый трагичный для неё период - падения Казанского ханства как государства.
В своём прозаическом произведении «Зафернаме-и вилайет-и Казан» он пишет:
"....Из-за такой тяжелой ситуации падишахи города Казани обеспечивают безопасность своего государства путём соглашения со страной кяфиров. Было так: для благополучия народа и ради его жизни заключали договор с Москвой, между двумя сторонами ходили послы, обеспечивая взаимопонимание"
Скорее всего, Кул Шариф участвовал в делегации к русским, когда:
"....к Шигалею и воеводам бити челом, чтобы государь....дал бы им на государство Шигалея, а Утемешь-Гирея царь государь к собе взял и с матерью Сююнбика - царицею..."
- Кул Шариф погиб в 1552 году во время взятия Казани. Философ и историк Марджани писал, что Кул Шариф и его последователи объединились в некое военное подразделение и погибли в бою. Сам Кул Шариф поднялся на крышу мечети, где его и убили, а тело сбросили вниз - Википедия
Сам Кул Шариф пишет в своей "Зафернаме":
О, Шарифи, если ты еще надеешься на лучшее, Не уходи с этой земли, Ибо если ты уйдешь, кто же будет сахибом города Казани?
Наследие
Марджани писал, что во время штурма Казани полностью сгорела восьмибашенная мечеть Казани, которой управлял Кул Шариф.
На её месте, по инициативе президента Татарстана Минтимера Шаймиева была построена новая мечеть "Кул-Шариф".
Из стихотворения самого Кул Шарифа:
Не склоняйся, о душа!
Этот мир - игра без правил,
Он напиток сладкий жизни ядом медленным приправил....
Не укроешься ты в нише, думая: пробуду дважды,
Мир таков, что свеч горящих загасил, и не однажды...
Оторвав отца от сына, дочь от матери - на муку.
У дверей стоять расставил....
И оплакивать разлуку!
Мы не знаем ни начала, ни конца возникновенья -
Этот мир древнее. чем вётошь,
Жизнь твоя - одно мгновенье.
Где те пращуры, что были у шли,
Шариф, как пешки!
Это - мир, что, прибирает
Всех на грудь к себе с усмешкой
Оглавление цикла статей "История татар и сопредельных народов" на канале "История и культура Евразии"
Подписывайтесь на канал: здесь пишут об истории и культуре народов Евразии, отделяя зёрна от плевел. Автор статей - не профессиональный историк, стремящийся узнать о причинах происходящего из источников, а не домыслов. А если поставите лайк, то новые материалы канала будут у вас в ленте. Поставив дизлайк вы также сделаете хорошо, так как мои статьи вам показываться не будут.