2021 год для Русской Православной Церкви проходит в перспективе Архиерейского Собора, запланированного на ноябрь. Собору предстоит принять немало решений, дать оценку межсоборному четырёхлетнему периоду, наметить дальнейшие пути развития церковной жизни.
Поэтому особый интерес вызывают те вопросы, которые рассматривает Межсоборное Присутствие. По итогам заседаний «Межсоборки» 26-28 мая одобрены проекты следующих документов: «Положение о канонических прещениях и дисциплинарных наказаниях священнослужителей», «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга», «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия», «О светской трудовой деятельности священнослужителей».
Первый документ, по всей видимости, направлен на предотвращение случаев неразберихи и произвола, встречающихся при наложении прещений и наказаний на священнослужителей, а также на установление единообразия в этих вопросах.
Документ «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга» направлен на конкретизацию и актуализацию с учётом современных обстоятельств тех вопросов, которые относятся к войне и воинскому служению. Судя по имеющейся информации, в документе отстаивается традиционное православное учение: война это зло, но защита Отечества и ближних необходима, как и молитва за воинство. В проекте документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» подчёркивается греховность аборта и недоустимость научных экспериментов с эмбрионами. В проекте документа «О светской трудовой деятельности священнослужителей» указывается, какими видами светской деятельности может и не может заниматься священник, при безусловном приоритете священнослужения.
По итогам пленума Межсоборного Присутствия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил «высокий уровень церковности, преданности делу Божиему у всех членов Межсоборного присутствия», что «даёт возможность принимать решения действительно соборно — при полной свободе высказываний, без всяких дисциплинарных мер воздействия на тех, чья точка зрения расходится с мнением более высоких по сану участников этих собраний».
Показательны отзывы участников пленума Межсоборного Присутствия. Евгений Никифоров, председатель братства «Радонеж», отметил: «все вместе с Патриархом оттачивали каждое слово в важнейших сборных документах. Святейший без устали обращал внимание на каждое слово, каждое смысловое несоответствие. Это был праздник богословской мысли, настоящий дух соборности не подверженый коньюктуре. Всё с заботой как воспримет Церковь, все ли будет понятно и полезно. Купаясь в общении с этими умнейшими людьми, славил Бога за возможность и мне грешному донести до самого сердца Церкви все вопросы, беспокоющие слушателей Радио Радонеж».
Аркадий Малер, философ: «для всех участников Межсоборки это, конечно, совершенно уникальный опыт, когда на протяжении многих лет высокопоставленные митрополиты и простые миряне имеют возможность как непосредственно, так и публично дискутировать по самым разным вопросам, чтобы в итоге совместно утвердить документ общецерковной значимости, который потом может быть принять Архиерейским Собором (а может быть и отклонен)».
Итоги пленума Межсоборного Присутствия комментирует научный руководитель Центра «Хризма» Евгений Иванов:
"Благодаря Межсоборному Присутствию всё чётче проступают контуры предстоящего Архиерейского Собора. Говоря о рассмотренных проектах документов, следует отметить их высокую актуальность. Вероятно, документ о прещениях и наказаниях клириков поспособствует обережению наших дорогих батюшек от разных несправедливостей, которые, к сожалению, случаются порой в церковной жизни (что поделать – «вси бо человецы есмы»), а заодно и духовенство предостережёт от ненужных в Церкви «войн».
Документ о воинском служении весьма актуален на фоне новейших ультрапацифистских социальных документов Ватикана и Фанара, а также нарастающей в мире религий денуклеаризационной риторики.
Антиабортный документ тоже очень своевременен, особенно ввиду новейших биоэтических вызовов.
Радует, что, судя по отзывам участников, в Межсоборном Присутствии весьма высокий уровень дискуссии: как с точки зрения научно-богословской, так и с точки зрения культуры общения. Кстати, сотрудники Центра «Хризма» на круглом столе Межсоборного Присутствия 20 мая «Вакцинация: этические аспекты в свете православного вероучения» имели возможность убедиться в качестве дискуссий в «Межсоборке»: высказывались разные (по некоторым аспектам – противоположные) точки зрения, что, однако, приводило не к конфликтам участников, а к более обстоятельному и качественному обсуждению; при этом учитывалось мнение каждого, независимо от сана и статуса.
Будем надеяться, что Межсоборное Присутствие будет плодотворно развивать свою работу, в том числе избегая досадных ошибок (таких, как одобрение в 2017 г. возможности церковного брака православных с еретиками в документе о таинстве брака), а также расширяя свою повестку темами, которые пока ещё не подверглись должному обсуждению (например, развитие зарубежной миссии) или же волнуют церковный народ и используются раскольниками и зилотами для борьбы с Церковью (участие в экуменическом движении, роль мирян в церковной жизни и пр.)".