Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Советский фильм-анекдот, из которого родилась гайдаевская троица

Имя Леонида Гайдая в каком-то смысле стало синонимом советской комедии. Фильмы, которые он снимал, почти сразу попадали в категорию классических и пользуются колоссальным успехом и сегодня. Между тем, когда-то Гайдай подумывал завязать с кино, но, к счастью, этого не случилось.

Кадр из фильма «Пёс Барбос и необычный кросс»
Кадр из фильма «Пёс Барбос и необычный кросс»

Громко о Гайдае заговорили после выхода комедии «Жених с того света» в 1958 году.

Но это была не та слава, о которой мечтал начинающий режиссер: сатирическую картину, где предстал целый сонм малоприятных чиновников-бюрократов, в пух и прах разнесли те самые чиновники от кино.

Не помогло даже заступничество Ивана Пырьева, авторитетного руководителя киностудии «Мосфильм». Спустя два года Гайдай попытался реабилитироваться и снял патриотическую ленту «Трижды воскресший». Эту революционную драму цензоры одобрили, но

теперь восстали зрители: они приняли творение Гайдая в штыки, и не спасла фильм даже прекрасная Алла Ларионова в главной роли.

Гайдай оказался в тупике и решил, что реализоваться в кино у него не выйдет.

Но тут едва ли не магически помогла крошечная случайность: режиссёру на глаза попалась газетная заметка, в которой комично рассказывалось о браконьерах, которые прикидываются добропорядочными рыбаками, а на самом деле пытаются добыть рыбу с помощью динамита.

Он самолично написал сценарий и отправился на киностудию. И тут сложилось всё.

Во-первых, на «Мосфильме» затеяли съёмки развлекательного альманаха под наблюдением Ивана Пырьева, и сценарий Гайдая оказался кстати. Во-вторых, в начале шестидесятых в стране началась активная борьба с браконьерами, так что тема, затронутая режиссёром, была более чем актуальна. Ну и в третьих, Гайдай всё-таки понимал, что его призвание — это смешные, наполненные трюками ленты, что он хочет снимать именно такие истории и знает, как это делать. Добро на съёмки фильма «Пёс Барбос и необычный кросс» было получено.

С самого начала Леонид Гайдай решил, что будет делать легкий фильм в духе немого кино.

Он вообще был поклонником старых голливудских комедий, где герои больше действовали, чем говорили. По этой причине ему требовались актёры выразительные, яркие,

которые без реплик заворожили бы зрителей, удерживали внимание лишь пластикой, запоминающимися экстравагантными манерами.

Первым артистом, приглашённым на площадку, стал Георгий Вицин. Его на роль Труса Гайдай утвердил без проб: Вицин снялся в предыдущей комедии Гайдая, и режиссёр уже тогда понял, какой талант оказался у него в руках и потом долгие годы продолжал его снимать. Поскольку по сюжету героев было трое,

двух других подбирали уже под Вицина.

Вторым в фильм попал колоритный Евгений Моргунов. Он не был первым претендентов, до него режиссёр уже посмотрел Ивана Любезнова и Михаила Жарова, но оба оказались слишком возрастными и тяжеловесными. Моргунова посоветовал Гайдаю Пырьев. Пробы Моргунова и Вицина прошли успешно, так что

Евгений стал вторым героем, Бывалым.

В образе Труса Гайдай предполагал снимать артиста, с который тоже уже был знаком, — Сергея Филиппова. Но тот был занят на гастролях, так что понадобилось альтернатива. Георгий Вицин подсказал режиссёру любопытный вариант: позвать клоуна Юрий Никулина. Вицин пару раз видел его в цирке, к тому же они пересеклись на съёмочной площадке комедии «Девушка с гитарой» (1958), где оба снимались в эпизодах. Юрий Никулин очень понравился режиссёру, и не в последнюю очередь благодаря необычной запоминающейся внешности.

Так нашёлся третий персонаж, Балбес,

и родилась знаменитая гайдаевская троица.

Удивительно, но в жизни все трое исполнителей разительно отличались от персонажей, которых изображали на экране.

Георгий Вицин, к которому буквально приклеился образ опасливого, вечно трясущегося, нервного алкаша, на самом деле не пил и вообще придерживался здорового образа жизни.

Евгений Моргунов, представавший на экране эдаким мощным громилой, но довольно безобидным и беззлобным, в реальности отличался склочным характером и сварливостью.

Юрий Никулин, которого часто снимали в ролях растяп, недотёп, мягкотелых тюфяков, в жизни был человеком интеллигентным, но умел постоять за себя и близких.

Кстати, на экране Вицин, Моргунов и Никулин неизменно смотрятся спаянной компанией и, кажется, понимают друг друга без лишних слов. Зрители многие годы были уверены, что они друзья — не разлей вода. Но

будничная жизнь артистов отличалась от экранной: они не были близкими друзьями и встречались лишь в кино. С годами Евгений Моргунов и вовсе рассорился с коллегами, а с Гайдаем разругался до полного прекращения общения.

«Пёс Барбос и необычный кросс» произвёл фурор и стал прорывом и для режиссёра, и для актёров. Кстати,

альманах «Совершенно серьёзно» сегодня почти забылся, а вот гайдаевская короткометражка длиной менее десяти минут по-прежнему в числе самых популярных советских фильмов.

После выхода сатирической комедии, напоминающей занятный шарж, Гайдай утвердился в качестве очень сильного комедиографа (а потом и главного комедиографа СССР), а Георгия Вицина, Евгения Моргунова и Юрия Никулина в одночасье настигла слава. «Пёс Барбос и необычный кросс» получил много наград на кинофорумах, и

ходили слухи, что смешную картину даже показывали несговорчивым дипломатам из капиталистических стран перед началом переговоров с советскими коллегами.

Юрий Никулин в автобиографической книге «Почти серьёзно» писал, что материала сняли очень много. Но

Леонид Гайдай был режиссёром придирчивым и безжалостно выбрасывал сценки, которые не казались ему смешными, и даже пожертвовал эпизодом с собой.

«Пёс Барбос и необычный кросс» мог бы быть гораздо длиннее, но получился кратким, но ёмким, как анекдот. В нём нет ни секунды провисания, когда внимание зрителей теряется, и смотрится он и в самом деле на одном дыхании, не правда ли?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

Теперь в подкасте также выпуски в новом формате — дискуссии о советских фильмах с автором канала Блог-монолог. Присоединяйтесь к нам, мы ждём ваших комментариев!

-2