Всем привет! Помните, в прошлом году мы сравнивали две экранизации романа Даниила Гранина «Иду на грозу» – 1965 и 1987 года? Большое спасибо всем, кто принял участие в дискуссии! А вот и результаты вашего голосования (почти единодушно победила «оттепель»):
Но мне почему-то кажется, что большинство проголосовавших все-таки посмотрели первую экранизацию и, судя по комментариям, телефильм 1987 года смотреть так и не собирались. Как бы то ни было, это работа интересная и во многом любопытная – и в художественном, и в социологическом плане. В этой статье я перечислю основные маркеры эпохи.
1. Новые типажи
Перед Вами великий писатель в четырёх сериях ищет ответ, что такое истина и что такое правда. И оставляет зрителей в недоумении, потому что сам только прикоснулся к истине бытия, не дав окончательного ответа. Поэтому он и подбирал исполнителей для своего фильма в полной противоположности с исполнителями первой версии.
Ольга Кабо
Герои «Поражения» другие, плоть от плоти своего времени. Из наиболее запоминающихся – центральный персонаж Крылов (артист Волков), профессор Данкевич (неожиданная роль Василия Ланового) и аспирант Ричард в исполнении Евгения Дворжецкого. Их энтузиазм перед наукой никуда не делся – просто они как будто повзрослели и стали смотреть на вещи более метафизически, что ли. И даже влюбчивая студентка Женя (18-летняя Ольга Кабо) из онегинской Ольги превратилась в более содержательную Татьяну.
2. Мода и стиль
Многие кадры из «Поражения» вполне могли бы послужить иллюстрациями модных журналов тех лет. Характерные силуэты, крупные украшения, обилие бижутерии, дымчатые очки, перламутровая помада… Причем, модные здесь все: и женщины, и мужчины с их удлиненными стрижками, спортивными сумками и дефицитными джинсами.
Крайне любопытно рассматривать героев особенно сегодня, спустя 30 с лишним лет, когда с подиумов до сих пор не уходит тренд на 80-е, отсылки к которому мы находим всюду – от масс-маркета до коллекций от Николя Жескьера, креативного директора Louis Vuitton.
3. Образ ученого
В одном из последних интервью Даниил Гранин сказал:
Мне хотелось написать, какая прелесть работа ученого, сколько в ней драматизма, как происходят открытия, какие муки творчества испытывают научные работники, из чего состоит жизнь ученого. Он ведь живет в будущем, в том времени, когда еще не осуществились его открытия, его надежды. Приходя домой, он как бы возвращается в прошлое.
В «Поражении» Гранин немного «заострил» своих героев, разделил их более отчетливо на положительного (преданный науке Крылов) и отрицательного (карьерист Тулин). И это тоже примета времени. В том же интервью Гранин говорит о возможности третьей экранизации, уже в наше время. Даже интересно, что бы из этой затеи получилось.
В кадр попадают реальные лаборатории, метеостанции, оборудование, ЭВМ и ретро-калькуляторы – уходящая натура. Даже кульманов сегодня почти не встретишь – их навсегда заменил Автокад. В лабораториях много графики, и это не только чертежи, но и разные плакаты – типовые, но по сравнению с современным визуальным шумом кажущиеся почти дизайнерскими.
Любопытно, что дома в кабинете Крылова висит репродукция работы «Узы единства» Маурица Эшера (1956). Первая в России выставка этого художника прошла аж в 2003 в Эрмитаже, но уже в 1987 он был хорошо знаком особенно технической интеллигенции, потому что его графика печаталась в журналах «Наука и жизнь», «Знание – сила».
Это "нехождение в ногу" подарило ему уникального зрителя. Гораздо больше, чем искусствоведы и поклонники изящных искусств, его любят и признают за своего математики и психологи. При жизни его приглашали на научные конгрессы, где с удивлением узнавали, что и в математике, и в естественных науках художник Эсхер — полный и откровенный профан.
Его любят и признают за своего дети: мало что в изобразительном искусстве сравнится для них с умозрительным путешествием по придуманным им невозможным лабиринтам. Его обожают компьютерщики и веб-дизайнеры, для которых Эсхер — и прототип, и идеал визуального в компьютерном мире. Последние годы его полюбили и музейщики: нет лучше способа привлечь на выставку нового зрителя. Потому что ради Эшера многие готовы выйти даже из виртуального мира, который давно уже говорит на языке его красивых снов.
Кира Долинина, арт-критик
4. Городская среда
Эту статью следовало бы посвятить прошедшему Дню города Петербурга, потому что в «Поражении» замечательно показан город, тогда еще Ленинград. (Кстати, забавно было бы сопоставить атмосферу «Поражения» с чуть более поздним фильмом «Ленинград. Ноябрь», о котором мы записывали подкаст: в первом серьезные научные кадры, во втором беззаботная богема, но город одинаково прекрасен.) Набережные, фасады, Летний сад, поездка в Петергоф с его фонтанами-шутихами и меланхоличным видом на залив…
На контрасте с заторможенным Ленинградом в кадр попадает динамичный юг с традиционным праздником вина и урожая (Тбилисоба) и причудами погоды от жары до ливневых гроз, живописный подвесной мост (кажется, это Ботанический сад Тбилиси), многострадальный Сухумский аэропорт, а также многолюдный и вечно молодой Старый Арбат с его насыщенной художественной и подзаборно-музыкальной жизнью.
Сразу после выхода фильма критик Г. Митин в статье «Жесткий фильтр времени» написал:
Перенос большей части действия романа из пасмурной России в солнечную Грузию (известную еще и градом, и снежными лавинами!) сделал фильм зрелищным, а сценарий обогатился парой посредственных анекдотов и великолепной — кроме шуток! — комической сценкой с продавцом вина, который «за цвет не берет», поэтому наливает белое вместо красного, при этом мудро утверждая, что «вино не читают, вино пьют», — и поэтому спокойно клеит ярлыки «Киндзмараули» и «Ахмета» на бутылки с «Гурджаани» (тоже прекрасное вино, если его пить в Гурджаани!). «Самый честный продавец вина на Кавказе», —- как сказал летчик Хоботнев.
5. Архитектурный облик
На протяжении четырех серий «Поражения» зритель вместе с героями совершает путешествие по разным эпохам и стилям. Вместе с сотрудницей киностудии «Ленфильм» мы попадаем в съемочный павильон, внутрь выстроенной декорации к будущему фильму, как будто погружаемся в сказочный мир из разноцветного стекла:
Вместе с другой возлюбленной Крылова осматриваем памятник архитектуры – православную церковь, напоминающую кафедральный собор Сиони в центре Тбилиси:
Вместе с Ричардом и другими попадаем в типичный советский санаторий с общим балконом, огромными комнатами-палатами и телевизорами с антеннами:
Вообще в СССР была какая-то курортомания, продвигавшая монументальную курортологию в массы, а ее пик пришелся как раз на 80-е, когда в стране начали появляться совершенно выдающиеся здания санаториев и пансионатов вроде «Дружбы» в Крыму. В фильме появляется более скромная типовая гостиница в Абхазии.
А еще – непосредственно нарядная гостиница «Абхазия» собственной персоной. Построенная в 1938 Ю. Голубевым и Ю. Щуко в эстетике сталинского ампира, гостиница сильно пострадала в 1985 во время пожара. На последних кадрах «Поражения» Крылов проходит мимо этого здания, но композиция дана в искаженной перспективе – возможно, это фотомонтаж.
К сожалению, узнать наверняка, где снимали ту или иную сцену, сегодня почти невозможно: информации о фильме крайне мало, а спросить не у кого, потому что режиссера Булата Мансурова, художников-постановщиков Давида Виницкого и Сергея Воронкова и оператора Николая Василькова больше нет в живых.
Отдельный интерес представляет здание обсерватории, которое в действительности, скорее всего, обсерваторией не является. В поисках этого объекта я обратилась к гиду по Тбилиси, которая предположила, что это может быть одно из научных учреждений Академгородка на территории района Сабуртало, застроенного в советские годы.
Извините, но закончу на минорной ноте. За то время, пока я искала обсерваторию, я просмотрела, кажется, все доступные в интернете фотографии обсерваторий на Кавказе. В Тбилиси действительно была роскошная обсерватория, построенная еще в 19 веке, но ее чуть не закрыли, и сегодня она уже функционирует только как музей. О том, что стало с грузинской геофизикой, неоднократно писали в новостях, а исследования по истории учреждения проводятся на немецкие деньги. Но дело даже не в этом.
Как грустно смотреть на исторический город! Такое же депрессивное ощущение, как при посещении исторического центра молдавской столицы. Та же ситуация с Ереваном. Обшарпанность, затрапезность, разруха – и всё это на фоне визуально убогой «новой» архитектуры и абсолютно безвкусных (и, увы, многочисленных) вывесок мелкой коммерции. По сравнению с оптимизмом научных открытий и ощущением дружбы народов в 1987, современная ситуация тотальной нищеты южных столиц и разобщенности представляется мне весьма печальной. Это и есть настоящее, а не киношное поражение.
***
Огромное спасибо Елене Богдановой ❤ за полезную информацию, советы и поддержку во время подготовки этого материала. Елена ведет группу, посвященную фильму «Поражение», куда я всех активно приглашаю. Там вы увидите гораздо больше фотографий, коллажей, прочитаете отзывы критиков и интервью с актерами.
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨👩 Подписывайтесь на канал💡