САЛЬЕРИЗМ
Маленькая трагедия Пушкина...
В ней он показал, как окружающие убивают гения (и в себе также!).
Но почему она "маленькая"? В своем громадном обобщении, "маленькая" трагедия перерастает в мировую трагедию.
Пушкин, конечно, символически намекал на то, что убивать человека можно по разному:
равнодушием, неприятием его сочинений, не исполнением, тайными сплетнями за его спиной, освистыванием ("тот, кто освистал "Дон-Жуана", мог отравить его творца!"А.С.Пушкин).
Есть замечательная книга Дэвида Вейса: "Возвышенное и Земное".
В ней он рассматривает весь земной путь Амадея Моцарта, начиная с рождения и до самой смерти, с точнейшим описанием всего до мелочей.
Такой скрупулёзный автор не мог проигнорировать проблему: Моцарт-Сальери и легенду о его отравлении. И он пишет еще одну книгу:
"Убийство Моцарта", где рассказывается о махинациях за спиной Моцарта, где убедительно доказывается, что Моцарт был отравлен.
Все его тело распухло и распространяло такой запах, что в комнате невозможно было находиться.
После того, как все завершилось, в дом к Моцартам явились представители масонской ложи, и сам Сальери, чтобы избавиться от улики, т.е. от тела.
Они уговорили Констанцию остаться дома, сославшись на болезненное состояние из-за постигшего ее горя.
Придумали миф о сильном дожде, переходящем в снежную бурю...
(сводка из Центрального института метеорологии и геодинамики Вены, уведомляет, что 6 декабря утром 1791 года погода была днем и вечером 3 градуса тепла, и лишь отмечался "слабый восточный ветер".)
Барон ван Свитен, как давнишний поклонник гения, принял все меры, чтобы Моцарта похоронили в общей могиле для бедняков, чтобы его тело не могли отыскать, а могила затерялась.
Есть версия, что Моцарт был отравлен "своими же": представителями масонской ложи за то, что в опере "Волшебная флейта", раскрыл тайны посвящения, а это каралось смертью.
Версия о разбушевавшейся стихии понадобилась чтобы объяснить странное поведение небольшой группы людей, сопровождающих катафалк с телом покойного, состоявшего в том, что могила ДОЛЖНА БЫЛА ЗАТЕРЯТЬСЯ! Почему вдова композитора посетила могилу своего мужа только в 1808 году, когда не было уже ни барона ван Свитена, ни могильщика, который опускал гроб в ров? (он умер в 1802). Она боялась.
Слухи об отравлении (сам Моцарт был убежден, что его отравили!) остались только слухами. Так прошло три десятилетия, пока в 1823 году Сальери не перерезал себе горло, но остался жив (такие подлецы очень живучи!).
Племянник Бетховена Карл оставил в разговорной тетради №125 несколько записей тех лет: "Сальери заявил, что он отравил Моцарта", "Теперь уже очень упорно говорят, что САЛЬЕРИ-УБИЙЦА Моцарта".
А перед тем, запись венского публициста Иоганна Шикха в разговорной тетради №95: "Сальери перерезал себе горло, но еще жив...Можно поставить сто против одного, что признания Сальери соответствуют действительности! То, как умирал Моцарт, подтверждает эти признания".
Началась "апология Сальери", главным защитником которого был Карпани (итальянский журналист, агент охранки, которому заплатили), и доказывал всем, что Сальери сделал свое признание в бреду и прочая и прочее.
Да, у Сальери не было никаких причин завидовать Моцарту, он он был хорошо устроен, имел надежный обеспеченный заработок, с пожизненной пенсией, положение в обществе, имел награды и все регалии тогдашнего времени. Моцарт же никаких наград не имел, и не имел ничего-ничего, КРОМЕ, ГЕНИЯ!
Но достаточно вспомнить, как Бетховен жаловался издателям на происки своих врагов, "первым из которых является господин Сальери".
В биографии Шуберта также имеются сведения, что именно Сальери помешал "королю песен" получить место скромного учителя в Лайбахе.
При этих фактах закрадывается некоторое сомнение в безупречной репутации придворного композитора...
Дэвид Вейс, на основе неопровержимых фактов доказывает, что Моцарт погиб от руки убийцы, и что этим убийцей был Антонио Сальери.
Пушкин своим произведением восстановил историческую справедливость и показал, что такой завистник должен быть наказан, хотя бы судом истории и потомков.
Опера "Моцарт и Сальери":
СЦЕНА ПЕРВАЯ: В комнате у Сальери
1. Вступление и монолог Сальери: "Все говорят нет правды на земле..."
2. Появление Моцарта и диалог Моцарта и Сальери: "Ага! Увидел ты!"
3. Исполнение отрывков нового произведения Моцартом.
4. Диалог Моцарта и Сальери: "Ты с ЭТИМ шел ко мне?.."
5. Второй монолог Сальери: "Нет, не могу противиться я доле Судьбе моей..."
СЦЕНА 2: В трактире "Золотой лев"
6. Вступление и диалог: "Что ты сегодня пасмурен?.."
7. Исполнение Реквиема Моцартом: "Недели три тому пришел я поздно домой..."
8. Диалог Моцарта и Сальери: "И полно, что за страх ребячий!.."
9. Фрагменты Реквиема Моцарта
10. Последний диалог и финал:
"Ты плачешь?.."
Марк Рейзен-Сальери,
Иван Козловский-Моцарт
Хор и оркестр Всесоюзного Радио,
дирижер Самуил Самосуд.
Запись 1951 года
БОНУС:
Романсы на стихи А. С. Пушкина:
А. Бородин. "Для берегов Отчизны дальной..."
А. Глазунов. Вакхическая песня
А. Даргомыжский. Ночной зефир
Н. Римский- Корсаков. Пророк
Исполняет Марк Рейзен
партия фортепиано-Абрам Макаров
Запись 1938 года