Найти тему
Разве нет?

Что мы знаем про ищеек с Боу-Стрит? Часть II

Чарльз Диккенс в романе «Оливер Твист» создал зарисовку самого полицейского управления: «Он очутился в плотной толпе, состоявшей преимущественно из женщин, теснившихся в грязной, душной комнате, в дальнем конце которой находилось огороженное перилами возвышение со скамьей для подсудимых у стены слева, кафедрой для свидетелей посередине и столом для судей справа; это последнее, устрашающее место было отделено перегородкой, которая скрывала суд от взоров простых смертных и давала свободу черни представлять себе (если ей это удастся) правосудие во всем его величии.

На скамье подсудимых сидели только две женщины, которые всё время кивали своим восхищенным друзьям, пока клерк читал какие-то показания двум полисменам и чиновнику в штатском, склонившемуся над столом. Тюремщик стоял, опершись на перила скамьи подсудимых, и лениво постукивал себя по носу большим ключом, отрываясь от этого занятия лишь для того, чтобы окриком пресечь неуместные попытки зевак вести разговор или, сурово подняв взор, приказать какой-нибудь женщине: «Унесите этого ребенка», — если торжественное отправление правосудия прерывалось слабым писком какого-нибудь тощего младенца, доносившемся из-под материнской шали. Воздух в комнате был тяжелый и спертый; от грязи изменилась окраска стола, а потолок почернел. На каменной стене возвышался старый, закопченный бюст, а над скамьей подсудимых — запылившиеся часы — единственный предмет, который. Казалось, был в должном порядке, тогда как пороки, бедность или близкое знакомство с ними оставили на всех одушевленных существах налет, вряд ли менее неприятный, чем густой, жирный слой копоти, лежавший на всех неодушевленных предметах, хмуро взиравших на происходящее».

Такой был погрязшая в преступлениях Британия. И ее зеркальным отражением — команда сыщиков, отнюдь не питавшая ко всем попадающим в участок тёплых, дружеских чувств, будь то здоровый детина или несознательный младенец. Повседневность и грязь сделали этих людей нечувствительными к чужому горю, но невероятно цепкими к деталям. Многие из них стали блестящими профессионалами. Так рождался первый сыскной коллектив.

Вслед за «Ищейками с Боу-стрит» начали появляться специальные службы в Британии и других странах Европы. 29 сентября 1829 года по приказу министра внутренних дел Роберта Пиля был создан будущий Скотланд-Яр — служба гражданской полиции. 1000 сотрудников охраняли безопасность 2 миллионов человек. Название службы происходит от улицы Большой Скотланд-Ярд (Уайтхолл). Позднее штаб-квартиру службы перенесли на набережную Виктории. Во времена Шерлока Холмса, в конце XIX века, это были два отдела — уголовный розыск и лицензионная служба транспорта. Сегодня она расположена в Вестминстере и её составляет 40 000 человек на 7 миллионов жителей.

Почти на 20 лет раньше лондонской службы (в 1810) в Париже была создана французская служба безопасности — префектура Сюртэ. Немногим известно, что её основателями и первыми служащими были сами преступники!