Конвой PQ-17. Дорога в ад
Конвою PQ-17, который отправился в путь 27 июня 1942 года, можно по праву присудить первое место в номинации «самый несчастный конвой». С начала 1942 года это был самый большой конвой, который должен был доставить огромное число ресурсов в Советский Союз. В адмиралтействе считали, что несмотря на определенные потери доставка груза должна пройти успешно и без загвоздок. Первые несколько дней так и было, но потом на горизонте стали появляться немецкие самолеты-разведчики, что само по себе уже являлось тревожным знаком.
2 июля немецкие торпедоносцы предприняли первую атаку на конвой, но были остановлены крейсерами ПВО, которые входили в состав эскорта. Люфтваффе даже понесли потери в виде одного самолета. На некоторое время наступило затишье, но 4 июля немцы вновь начали авианалеты. На протяжении этого дня авиация совершила несколько налетов и торпедировала три грузовых британских судна. Помимо этого, был торпедирован советский сухогруз «Азербайджан», на котором воспламенился груз. Капитану сухогруза предложили эвакуировать экипаж и затопить корабль, ведь с него уже отчалила шлюпка с частью экипажа. Но капитан проявил мужество и непреклонность, заявив, что будет бороться за свой корабль и попутно запретил союзникам спасать дезертиров со шлюпки. Что характерно, пожар удалось ликвидировать силами команды и «Азербайджан» стал одним из немногих судов конвоя PQ-17, которые пришли в порты Советского Союза.
Настоящие проблемы для конвоя начались, когда разведка Великобритании получила сведения, что к охоте подключился «Тирпиц» и другие капитальные корабли. Трезво осознавая, что у эскорта не хватит огневой мощи, чтобы на равных сражаться с таким противником, командование отдало приказ судам конвоя рассредоточиться. Говоря простым языком это значило, что корабли должны рассеяться по большой площади и самостоятельно добираться до порта назначения. После этого в конвое началась полная неразбериха, суда эскорта оставили конвой и направились на запад, а крейсера ПВО решили, что целесообразней будет идти полным ходом на восток. Капитаны грузовых судов призывали к гуманности и просили взять их под охрану, но получили категоричный отказ и остались предоставлены сами себе.
Несколько дней немцы не верили в подобную удачу, опасаясь хитрой западни со стороны союзников, но, когда окончательно стало ясно, что поблизости нет военных судов Великобритании, началась полномасштабная охота. Чтобы обеспечить себе хоть какую-то защиту, экипажи грузовых судов взламывали пломбы на танках, которые они перевозили и пытались использовать их в качестве орудий ПВО. Помогало это слабо и не всегда, но позволяло снизить интенсивность авианалетов. По итогу, из всех грузовых судов до Архангельска и Мурманска добралась от силы одна треть. Это был настоящий провал и в адмиралтействе осознали, что подход к организации конвоев необходимо кардинально менять.
PQ -`18
Поскольку активность люфтваффе в регионе значительно возросла в состав эскорта включили новенький авианосец, который должен был полностью обезопасить конвой от воздушных налетов. Расчет джентльменов из адмиралтейства оказался верен и около сорока немецких самолетов не пережили атак на конвой. Однако наличие авианосца не было главным фактором, который обеспечил успех конвоя. Немцы сделали выводы из успеха с конвоем PQ-17 и решили, что ключевую роль в нем сыграли торпедоносцы. По этой причине корабли надводного флота решили не применять, посчитав это пустой тратой дефицитного топлива. Благодаря этой ошибке британцы смогли провести большую часть конвоя и даже нанести ощутимые потери немецким подлодкам и авиации.
Итоги
После серии PQ отправлялись и другие конвои, но немцы уже не могли причинить им серьезный ущерб. Против подлодок было разработано соответствующее вооружение, а надводные операции немецкое командование решило прекратить из-за их неэффективности. Авиация тоже несла регулярные потери и становилось понятно, что у немцев попросту не хватает резервов, чтобы перебрасывать их на северное направление. Таким образом грузы продолжали поступать в Советский Союз и дальше, хотя СССР уже сумел восстановить свои производственные мощности.
Часто бытует мнение, что арктические конвои не оказали серьезного влияния на исход войны, однако это неверное утверждение. В 1941 году Советский Союз отчаянно нуждался в различных ресурсах и технике, производство которых было разрушено войной. Именно эти ресурсы были получены морским путем и помогли Союзу выстоять в самое сложное время.