Сериал «Неортодоксальная» на Netflix — это история побега молодой женщины от неудачного брака и из хасидской общины.
Анна Ливайн была одним из создателей шпионских триллеров Deutschland 83 и Deutschland 86 о шпионаже в Восточной Германии и простых людях, которые оказались втянутыми в махинации Холодной войны. Сериал «Неортодоксальная» о молодой женщине, сбегающей из хасидской общины в Бруклине, разделяет интенсивность, культурную специфику и психологическую остроту предыдущих сериалов Ливайн. Дело в том, что личное путешествие и опасности главной героини сами по себе являются своего рода шпионским манёвром, захватывающими и интересными историями о предательстве одной женщины.
Эсти, которую играет Шира Хаас, 19 лет. В начале сериала она находится в квартире и смотрит на городской пейзаж Бруклина. Но «Вильямсбург — это не Америка», — так она позже сказала другу. Тонкая проволока эрува, окружающая сатмарское хасидское сообщество, с таким же успехом может быть железным занавесом.
Однажды, с небольшим количеством наличных денег и документами, которые дают право на получение гражданства ФРГ, Эсти преодолевает этот барьер. Она в одиночку садится на самолёт до Берлина и отправляется на поиски матери, которая тоже сбежала из хасидской общины и мужа-алкоголика, когда Эсти была ещё ребёнком.
Исчезновение Эсти вызывает скандал в общине. Она и так привлекала дополнительное внимание к своей персоне как из-за её сомнительных родителей, так и из-за статуса жены. Поскольку она уже год в браке, но ещё не забеременела. Старейшие отправляют растерянного и тихого мужа Эсти, Янки, искать её в сопровождении Мойши, бандитского блудного сына, для которого поисковая миссия — это шанс добиться повторного принятия в общину.
Действие разворачивается с яркостью шпионского триллера. Побег Эсти — лишь часть истории «Неортодоксальная», основанной на одноимённых мемуарах Деборы Фельдман. Более серьёзный и увлекательный вопрос — почему она ушла и от чего бежала.
Эсти — мечтательная молодая женщина со страстью к музыке. Она живёт в обществе, где женщинам даже не разрешается петь публично. Всегда считала себя неудачницей. Она надеется, что, став женой и матерью, найдёт цель и смысл жизни. Но её муж Янки — замкнутый и неуклюжий, больше похож на взрослого ребёнка. Они оказываются несовместимыми для брака. И вместо чувства идентичности Эсти понимает, что теряет индивидуальность. Теперь она «жена Янки Шапиро».
В Берлине же она свободна, но напугана. У неё мало денег, нет друзей и знакомых, кроме матери, но есть несколько сомнительных навыков, применимых в современном мире. Впервые обнаружив компьютерный поисковик в библиотеке, она спрашивает его, существует ли Бог. И получает только список противоречивых ответов. Случайно Эсти попадает в группу иностранных студентов-музыкантов из консерватории. Их откровенность пугает её. Для них Эсти похожа на очаровательного пришельца, путешественника во времени из XIX века.
Диалоги в сериале идут на идише, английском и немецком языках. Тщательно спроектированные и костюмированные сцены у хасидов, по сути, как будто происходят в прошлом веке. Эсти должна чувствовать, что действие сериала происходит одновременно в прошлом и будущем.
В первый час после знакомства с новыми друзьями Эсти идёт на пляж, осторожно стягивает колготки, бродит в воде почти одетой и скидывает парик. Всё это сопровождается почти что религиозным экстазом. Это также контрастирует со сценой ритуального купания в микве, где она очищается перед свадьбой.
Но одновременно зритель наблюдает за странствиями Янки и Мойши по Бруклину, а затем по Берлину. Переживания за Эсти, которая пытается сбежать от них, чередуется с другой точкой зрения. Янки вырос с убеждением, что как муж он «король». Но при этом обнаруживает, что обычаи, определявшие жизнь, тоньше и хрупче, чем проволока вокруг его квартала.
«Неортодоксальная» — это однозначно история побега женщины из общины, которую она считает удушающей и непосильной. Но сериал проявляет понимание и к тем, кто считает хасидский изоляционизм убежищем от враждебно настроенного к евреям мира. Старейшина общины вспоминает историю побега из Египта и исторические страдания еврейского народа. Урок, по его словам, заключается в том, что всякий раз, когда евреи ассимилируются в более крупное сообщество, их за это наказывают: «Когда мы забываем, кто мы такие, мы призываем гнев Бога».
С его точки зрения, дезертирство Эсти — безрассудство и предательство. Для Эсти это, напротив, бегство из рабства. В конце концов, она преследует ту же цель, что и её бывшие соседи находят в ритуале. Она хочет знать, кто она такая.
Год: 2020
Страна: Германия
Сезоны: 1
Где смотреть: Netflix
Понравилась статья? Не забудь поставить лайк и поделиться в соцсетях с друзьями. Подписывайся на мой канал о книгах, фильмах и сериалах, чтобы не пропустить следующую публикацию.