Берлинскую блокаду построили вовсе не для того, чтобы угнетать западноберлинских жителей, а для того, чтобы спасти их от экономического кризиса.
20 июня 1948 года была проведена денежная реформа в трех западных зонах оккупации, включая западные части Берлина. По инициативе США, Великобритании и Франции рейхсмарка – денежная единица в гитлеровском Третьем Рейхе – должна была замениться новой немецкой маркой. Низкий обменный курс, однако, не обещал ничего хорошего для немецкого народа – наоборот, он угрожал резким снижением покупательной способности валюты, полным обесценением сбережения и всеобщим экономическим крахом. Немцам было предложено поменять половину своего сбережения по курсу 1:10, а остальную часть только по курсу 1:20. С десятой или двадцатой частью бывшего своего капитала немецкий граждан был вынужден заплатить прежние цены за товары и услуги – платежи, налоги, пенсии и зарплаты менялись по курсу 1:1. При этом государственные облигации в рейхсмарках полностью обнулились.
Немецкая валюта, впрочем, пока не претерпела изменений в советской зоне. Покупательная способность рейхсмарка в восточном Берлине, следовательно, была прежней, т.е. в десятки раз выше той в западных частях города. Как и следовало бы ожидать, жители из западных секторов стремились к советской части Берлина для того, чтобы потратить свои деньги тем, где они еще не обесценились. Не в состоянии поддерживать такое количество новых покупателей, магазины в советской зоне начали опустошаться – товары сметались с полок и авторитеты восточного сектора начали бояться, что ничего не останется для своих жителей. Для того чтобы не допустить полного опустошения магазинов, советское руководство было вынуждено принять меры к прекращению волны жадных покупателей, стекающейся из западных зон оккупации.
24 июня 1948 появились ограничения автомобильного и железнодорожного транспорта на въезде в Берлин. В ответ на денежную реформу, проведенную Западом четыре дня раньше, началась так называемая «берлинская блокада».