Найти тему
Ксения Сталинская

Почему создали берлинскую блокаду?

Берлинскую блокаду построили вовсе не для того, чтобы угнетать западноберлинских жителей, а для того, чтобы спасти их от экономического кризиса.

Разделение Берлина на четыре сектора оккупации после Второй мировой войны
Разделение Берлина на четыре сектора оккупации после Второй мировой войны

20 июня 1948 года была проведена денежная реформа в трех западных зонах оккупации, включая западные части Берлина. По инициативе США, Великобритании и Франции рейхсмарка – денежная единица в гитлеровском Третьем Рейхе – должна была замениться новой немецкой маркой. Низкий обменный курс, однако, не обещал ничего хорошего для немецкого народа – наоборот, он угрожал резким снижением покупательной способности валюты, полным обесценением сбережения и всеобщим экономическим крахом. Немцам было предложено поменять половину своего сбережения по курсу 1:10, а остальную часть только по курсу 1:20. С десятой или двадцатой частью бывшего своего капитала немецкий граждан был вынужден заплатить прежние цены за товары и услуги – платежи, налоги, пенсии и зарплаты менялись по курсу 1:1. При этом государственные облигации в рейхсмарках полностью обнулились.

20 старых рейхсмарок
20 старых рейхсмарок
10 новых немецких марок
10 новых немецких марок

Немецкая валюта, впрочем, пока не претерпела изменений в советской зоне. Покупательная способность рейхсмарка в восточном Берлине, следовательно, была прежней, т.е. в десятки раз выше той в западных частях города. Как и следовало бы ожидать, жители из западных секторов стремились к советской части Берлина для того, чтобы потратить свои деньги тем, где они еще не обесценились. Не в состоянии поддерживать такое количество новых покупателей, магазины в советской зоне начали опустошаться – товары сметались с полок и авторитеты восточного сектора начали бояться, что ничего не останется для своих жителей. Для того чтобы не допустить полного опустошения магазинов, советское руководство было вынуждено принять меры к прекращению волны жадных покупателей, стекающейся из западных зон оккупации.

24 июня 1948 появились ограничения автомобильного и железнодорожного транспорта на въезде в Берлин. В ответ на денежную реформу, проведенную Западом четыре дня раньше, началась так называемая «берлинская блокада».

"И. В. Сталин: вождь и учитель человечества в борьбе за мир, демократию и социализм", немецкий плакат к семидесятому дню рождения Сталина 21 декабря 1949 года
"И. В. Сталин: вождь и учитель человечества в борьбе за мир, демократию и социализм", немецкий плакат к семидесятому дню рождения Сталина 21 декабря 1949 года