В романе Дина Кунца 1981 года «Глаза тьмы» появляется страница, посвященная биологическому оружию «Горький-400», созданному в лаборатории и названному в честь города в России, где оно распространилось. Спустя 15 лет в редакции 1996 года название вируса заменено на Wuhan-400.
Однако на самом деле Дин Кунц не сделал прогноза: кроме названия города, фиктивный вирус не имеет ничего общего с тем, который спровоцировал эпидемию в Китае. Ухань-400 - это вирус лабораторного происхождения, а коронавирус передается от животных к человеку. Да, Ухань в Китае является центром вспышки коронавируса, но на этом сходство заканчивается. В книге смертность контактировавших с болезнью 100%, а инкубационный период - 4 часа. В случае коронавируса уровень смертности составляет 2%, а инкубационный период намного дольше. Сам автор опроверг предсказание этого вируса, заявив, что, будучи произведением вымысла, любое сходство с нынешними ситуациями является простым совпадением.
Однако реальность имеет странное сходство с книгой. Вспышка эпидемии коронавируса в Ухане в 2019 году, через 23 года после выхода романа 1996 года, похоже, превратила вымысел в нечто, похожее на странное пророчество.
Но после краткого расследования ситуация начинает улучшаться. Из статьи в хорошо информированном издании South China Morning Post с участием китайских авторов, имеющих доступ к внутренним новостям из Китая, мы узнаем, что в Ухане действительно есть Институт вирусологии, всего в 20 милях от эпицентра эпидемии. с сегодняшнего дня. Созданный для лечения инфекционных заболеваний, таких как Эбола, институт имеет единственную лабораторию с самым высоким рейтингом («уровень биобезопасности 4») в Китае, аккредитованную для проведения биотехнологических исследований, в первую очередь изучения смертельных вирусов. Также утверждается, что эта лаборатория «была одной из первых, кто секвенировал коронавирус.
Географически город Ухань расположен прямо в центре Китая, на пересечении основных транспортных артерий - высокоскоростной железной дороги север-юг (Пекин-Кантон-Гонконг) и реки Янцзы, протекающей с востока на запад в Тихоокеанский. «Где лучше, чем в Ухане, можно разместить эпидемию (вымышленную или даже настоящую)?» статья размышляет. Где на самом деле? В статье, среди прочего, добавляется, что в прошлом японцы также хранили химическое оружие в Ухане.
Ходили слухи, что нынешняя эпидемия в Китае была вызвана генетически модифицированным вирусом и что он, вероятно, вышел из лаборатории недалеко от Уханя, но они были кратко разосланы как простые теории заговора. Со своей стороны, институт отрицает, что «нулевым пациентом» эпидемии был его сотрудник по имени Хуан Яньлин, а министерство науки и технологий Китая также отвергает утверждения о существовании связи между 2019-nCov (также известным как Covid-19) и что вирус случайно попал из лаборатории на знаменитом рынке в Ухане, прежде чем распространился оттуда среди населения.
Но китайские исследователи первых случаев заражения подтвердили, что первый человек с симптомами не имеет никакого отношения к этому рынку. В свете этих данных некоторые варианты теории заговора уже не кажутся такими неправдоподобными.
В заключение, есть три возможных варианта происхождения эпидемии 2019-nCov:
1) Текущий коронавирус появился естественным образом, без привязки к какой-либо лаборатории.
Любое сходство с художественной литературой Кунца - чисто случайное совпадение, простое совпадение.
2) 2019-nCov случайно распространился из лаборатории в Ухане.
Сходство с изданием романа 1996 года объясняется тем, что автор задокументировал себя и выбрал это место, зная, что на самом деле соответствующий институт вирусологии действительно существовал там, а также по географическим причинам, упомянутым выше. Кунц мог даже иметь источник информации в американских службах, такое сотрудничество не редкость среди авторов триллеров.
3) Третий сценарий включает в себя второй, но продолжается. Почему бы не предположить, что 23 года спустя некто с враждебными намерениями (враждебное государство?) Использовал сценарий романа Кунца как «план действий», применив его на практике, чтобы намеренно «посеять» эпидемию. ? В данном случае выбор Уханя был мотивирован именно указанными выше критериями, а именно направлением любых (и неизбежных) подозрений в том, что вирус был рекомбинирован по ДНК, с существующим там институтом (самый «темный» сценарий, вовсе не невозможный). .
Дин Кунц работал консультантом для детей из неблагополучных семей, затем учителем английского языка. Его желание стать писателем побудило его жену Герду сделать ему предложение, от которого он не мог отказаться: «Я буду поддерживать вас материально в течение 5 лет, и если вы не станете писателем все это время, вы никогда не добьетесь успеха. По прошествии пяти лет Герда бросила работу, чтобы продолжить писательскую карьеру мужа. Романы Кунца, которые журнал Rolling Stones считает «самым популярным автором книг в жанре саспенс в Соединенных Штатах», были переведены на 38 языков и проданы тиражом более 400 миллионов экземпляров.