После разгрома и потери кораблей в русско-японской войне русское правительство разработало программу восстановления флота. Программой предусматривалось строительство новейших дредноутов, линейных крейсеров и современных легких крейсеров.
Первыми крейсерами нового типа должны были стать два малых турбинных крейсера для Сибирской флотилии. Представленные проекты Путиловского, Невского и Ревельского заводов не устроили Морское министерство по цене и было решено заказать крейсера за границей - фирме Шихау из Германии. После начала Первой мировой войны строившиеся крейсера были конфискованы и вступили в строй кайзеровского флота.
В 1912 г наконец были утверждены проекты линейных крейсеров типа "Измаил" и "Светлана". За границе в это время уже строились быстроходные турбинные крейсера типа "Бристоль" и "Саутгемптон"(Великобритания), "Дрезден" и "Магдебург" (Германия). Таким образом, отечественное крейсеростроение отставало от зарубежного на несколько лет, что в итоге привело к тому, что ни один русский крейсер не вступил в строй в ходе мировой войны.
Морское министерство возлагало на крейсер функции разведки, сторожевой и дозорной службы, одиночный бой с неприятельскими легкими крейсерами, действия против миноносцев, поддержка своих миноносцев и участие в развитии успеха торпедных атак, постановка минных заграждений в неприятельских водах. Это требовало усиление скоростных характеристик и увеличенного района плавания, в ущерб бронированию и вооружению. Артиллерийское вооружение должно было состоять из орудий, способных поразить эскадренные миноносцы и равноценные легкие крейсера с сосредоточением наиболее сильного огня на носовых и кормовых углах.
Несмотря на то, что крейсера создавались по одному проекту и черноморские заводы не участвовали в проектировании крейсеров, а предполагали воспользоваться готовым проектом балтийских заводов, они получились разными. Чем же это было обусловлено? Все просто - заводам разрешалось привлекать иностранных консультантов для экспертизы проекта. В результате черноморские заводы привлекли в качестве консультанта английскую фирму "Дж. Браун", специалисты которой высказали сомнение в возможности выполнить все требования техусловий на проектирование при водоизмещении 6800 тонн. В результате черноморские крейсера оказались 8 метров длиннее, имели турбины мощностью 55 тыс л.с. вместо 50 тыс л.с. и водоизмещение 7600 тонн вместо 6800. Вооружение, внешний вид остались схожими.
Крейсера Русско-Балтийского завода и Путиловской верфи были идентичны не только по своим ТТХ, но и по планировке помещений. Различались они только типом главных турбин и механизмов их обслуживающих. (Кертис-АЕГ-Вулкан и Парсонса соответственно). 28 сентября 1913 г легким крейсерам Ревельского завода присвоили наименования "Светлана" и "Адмирал Грейг", а крейсерам Путиловской верфи "Адмирал Бутков" и "Адмирал Спиридов". С началом Первой мировой войны сказалось привлечение в качестве консультанта штеттинской фирмы "Вулкан" - поставки были прекращены и заводу пришлось размещать новые заказы в Англии и среди перегруженных работой российских подрядчиков.
21 сентября 1913 г были высочайше утверждены названия крейсеров для Черного моря - "Адмирал Нахимов" и "Адмирал Лазарев". На следующий год, в соответствии с программой спешного усиления Черноморсокго флота были заключены контракты на постройку еще двух крейсеров - "Адмирал Истомин" и "Адмирал Корнилов".
Все крейсера не удалось построить до октябрьской революции 1917 г и они были заброшены и отложены достройкой. к 1922 г "Светлана" и "Адмирал Грейг" стояли у стенки Адмиралтейского завода, "Адмирал Бутаков" и "Адмирал Спиридов" в достроечном бассейне Путиловской верфи. На юге страны "Адмирал Нахимов" и "Адмирал Лазарев" - у стенки завода "Наваль", "Адмирал Истомин" и "Адмирал Корнилов" - на стапелях завода "Руссуд" в ожидании дальнейшей судьбы.
Совнарком РСФСР решил достроить крейсер "Адмирал Нахимов"(переименован в "Червона Украина") , находящийся в высокой степени готовности. На его достройку было выделено 250 тысяч рублей золотом, дополнительно 200 тыс рублей золотом выделил СНК УССР. Крейсера было решено достроить по первоначальному проекту, заменив устаревшие 63-мм зенитки на более современные 75-мм. 13 июня 1926 г крейсер был предъявлен на ходовые испытания. Средняя скорость на пяти пробегах составила 29,82 уз, наибольшая скорость приближалась к требованиям первоначальных техусловий(30 уз). 21 марта 1927 г крейсер "Червона Украина" вступил в состав Морских сил Черного моря.
"Светлану" в ноябре 1924 г перевели к стенке Балтийского завода для достройки. 5 февраля 1925 г крейсеру было дано новое название "Профинтерн". В октябре 1926 г крейсер перевели в Кронштадт для постановки в док для очистки и окраски подводной части. 26 апреля 1927 г Балтийский завод предъявил корабль к сдаче. Несмотря на перегрузку более 200 тонн, крейсер развил скорость более 29 узлов при мощности турбин 59200 л.с. Приказом от 1 июля 1928 г легкий крейсер "Профинтерн" был зачислен в состав Морских сил Балтийского моря.
В связи с заключением в 1922 г Вашингтонского соглашения об ограничении морских вооружений в флоты западных стран начали поступать крейсера нового типа и на их фоне "Червона Украина" и "Профинтерн" откровенно проигрывали. Поэтому главным условием достройки оставшихся крейсеров была их модернизация по измененным проектам. К достройке предлагались "Адмирал Бутаков"( "Ворошилов") и "Адмирал Лазарев"("Красный Кавказ"). Для их вооружения предлагалось новое 180-мм орудие с длиной ствола 60 калибров. Предварительная стоимость работ на двух крейсерах оценивалась в 41 млн рублей, но отпущено было всего 25 млн руб. В ходе работ выяснилось, что на крейсера "Ворошилов" требуют замены два ротора турбин высокого давления из четырех, что предопределило отказ от его достройки. 25 января 1932 г "Красный Кавказ" вступил в состав Морских сил Черного моря.
Крейсер "Ворошилов" в начале 30-х годов предлагалось достроить в качестве учебного с башенной артиллерией для обучения персонала для новых крейсеров и линкоров. Загруженность КБ разработкой проектов новых крейсеров и линкоров отодвигала срок готовности проекта учебного крейсера. В связи с этим начало переоборудования отодвигалось на конец 1941 года с возможным его окончанием в 1943 году. В связи с тем, что проектантам требовалось снять размеры конструкций на месте, потребовалась длительная очистка помещений крейсера от скопившегося хлама и грязи. При разработке проекта требовалось максимально использовать имеющийся корпус корабля и выпускаемое советской промышленностью оборудование. Так, в качестве котлов были приняты котлы СКР проекта 29 "Ястреб", вспомогательный котел брался по типу котла крейсера проекта 26 "Киров". Такое решение сокращало срок постройки и уменьшало длину МКУ на 2,5 метра, позволяла ограничиться одной трубой с улучшением углов обстрела артиллерии.
Основные элементы учебного крейсера "Аврора" (такое название кораблю присвоили 25 ноября 1940 г), полученные в эскизном проекте (в скобках данные варианта с булями):
водоизмещение стандартное 7800 (6810),
нормальное 8500 (7535) т,
наибольшая длина 158,4,
ширина по КВЛ без брони 15,18,
высота борта до верхней палубы 9,03,
осадка при нормальном водоизмещении 6,45 (5,55 м),
поперечная метацентрическая высота при стандартном водоизмещении 0,36 м (0,82),
общая мощность энергетической установки (две паровые турбины по типу проекта №30, шесть главных паровых котлов проекта №29 и вспомогательный котел проекта №26) 54000 л. с.,
скорость полного и экономического хода 28 и 14 уз при соответствующей дальности плавания 1300 и 4000 миль,
полный запас топлива около 1200 т, автономность 15 сут.
Бронирование включало главный 75- и верхний 25-мм бортовые пояса.
Артиллерийское вооружение: 8х130-, 8х76,2-, 4х37- и 6х12,7-мм
Минно-торпедное вооружение: два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата типа 1-Н и сорок (в перегрузку) мин заграждения типа АГ или КБ-3, бомбовое -- по двадцать больших и малых глубинных бомб.
Согласившись с возможностью реализации этого проекта, начальник Управления кораблестроения инженер-контр-адмирал Н. В. Исаченков все же посчитал необходимым отказаться от переоборудования "Адмирала Бутакова" в учебный крейсер, поскольку общая трудоемкость работ по восстановлению корпуса в случае установки булей становилась сопоставимой с постройкой нового корабля и таким образом срок переоборудования оказывался таким же, как и постройка головного крейсера (т. е. три-четыре года). Таким образом, после долгих лет консервации крейсер "Адмирал Бутаков" так и не смог войти в состав флота.
Судьба остальных кораблей сложилась следующим образом: "Адмирал Грейг" и "Адмирал Спиридов" в 1926 году переоборудовали (первый - на Балтийском заводе, второй - на Северной судостроительной верфи) в нефтеналивные суда, получившие названия "Азнефть" и "Грознефть"; "Адмирал Истомин" и "Адмирал Корнилов" (спущен на воду 28 октября 1922 года) разобрали в 1927 году на металл.