Вчера произошли два мелких, мельчайших события, которые заставили меня задуматься.
Утром я вышла из дома и направилась за утренним кофе, и на улице ко мне подошел человек. Среднего возраста, прилично и даже с какой-то претензией на стиль одетый, в хорошей обуви и с приличным рюкзачком сочетающегося цвета. Подошел и говорит: простите, у вас не найдется полутора евро?
Не то, чтобы я не знала о таком виде попрошайничества, даже попадалась на него несколько раз поначалу. Суть его в том, что, в отличие от вонючих и внешне отталкивающих обычных попрошаек, к вам подходит человек в приличной одежде, с интеллигентной манерой разговора, и ваше подсознание отказывается воспринимать его как антисоциального элемента, вы видите в нем человека, похожего на вас, и даете деньги раньше, чем успеваете задать себе вопрос: а почему я делаю это?
На первый взгляд, странно, но это работает. Когда к нам подходит человек грязный, пьяный или под наркотой, мы отказываем ему в деньгах не потому, что не верим в его бедственное положение- оно очевидно. Наша первая мысль/ощущение: этот человек ужасен, я не хочу иметь с ним ничего общего. Когда же человек внешне похож на нас- чистый, прилично одетый, прилично разговаривает- мозг не успевает сложить картинку со звуком, и мы машинально даем деньги, так же, как машинально помогаем кому-то открыть дверь или затащить в транспорт тяжелую сумку.
Немного по-другому, когда вы все эти уловки видели сто раз. Я не одобряю такой образ жизни и способ заработка, я не считаю, что я что-то должна этим людям, и я сознательно не хочу, чтобы их бизнес процветал. Почему не хочу, ведь люди "жертвуют" им добровольно, да и вряд ли отдают последнее? Наверное, потому, что я очень высоко ценю человеческое доверие, считаю его огромным достижением цивилизации. А такой способ выманивания денег ломает нашу такую недавнюю привычку доверять людям и помогать незнакоцам. Мне больше нравится мир, где люди тебе помогут, если попадешь в по-настоящему плохую ситуацию, а ты, в свою очередь, не будешь использовать это злонамеренно.
Потом я поехала к подруге в другой район, и напротив меня в автобус сели две женщины среднего возраста. Я не сразу поняла, что это именно две женщины- они были коротко стрижены, и сначала одну из них я приняла за молодого парня. Они были недешево, но грязно одеты, и всю дорогу одна гладила голую ногу другой. Выглядело это так, как будто они где-то вместе ночевали под открытым небом, а теперь добираются домой. Может, так оно и было, кто знает.
Мне было неловко, а одна их женщин, та, которая сидела напротив меня, стала как-то нарочито, с вызовом на меня поглядывать. Я же уткнулась в телефон и обдумывала, не будет ли это невежливым, если я пересяду, благо, автобус был полупустой. Решила, что все-таки будет, и вытерпела до конца.
Вышла и стала обдумывать: а что, собственно, меня так смутило? В целом мне нет никакого дела до личной жизни других людей, если они сами о ней не рассказывают. Жизнь причудлива, бывает всякое, не мое это дело. Тогда что? Сам факт, что они явно однополая пара? Нет, вряд ли. Немного подумала и поняла, что меня зацепило: этот взгляд, который как будто говорил: что, неудобно тебе? А мне вот удобно, и что ты сделаешь? Ну да, совсем как тот мужик. Человеку лет 45, а он пристает на улице к прохожим и клянчит деньги. Ему нормально, а мне стыдно.
И вот я думаю: но ведь люди имеют право жить так, как им самим лучше, правда же? Я всегда в это верила и сейчас верю. Я могу не понимать что-то, могу не участвовать в чем-то, но люди имеют право. Основа прав человека- поступать в соответствие со своими ощущениями и взглядами.
Вот тут наше представление о правах сталкивается с нашим же представлением о приличиях, порядке и благе. Я помню, как-то одна женщина в Инстаграме, на которую я подписана, собирала средства на то, чтобы народы, ведущие первобытный образ жизни, могли бы вести его и дальше. Она такой борец за экологию, права первобытных народов и сохранение животных. Что касается экологии и животных, я согласна с ней во всем. А вот про народы все неоднозначно.
Во время эпидемии коронавируса в Бразилии особенно сильно пострадали племена индейцев, которые живут в джунглях, где нет элементарной медицинской помощи, а также представлений о гигиене и эпидемоилогической безопасности. Правительство оставляет их в покое, они там до сих пор ведут мелкие локальные войны, охоту за головами, в общем, живут согласно своим представлениям о правильном и прекрасном. А во всем почти мире эти представления ушли далеко...не знаю, вперед ли, но как бы в другом направлении. И вот сейчас нет возможности им помочь, не меняя насильственно их образ жизни. Думаю, российским оленеводам или пастухам в степи не легче.
Этот вопрос, где заканчивается право людей жить, как им нравится, возникает везде, где государство пытается регулировать частную жизнь. Некоторые вещи очень трудно принимать, а некоторые и вовсе попадают под уголовный кодекс, но регулирование сверху редко дает хороший результат. Я бы, дай мне волю и полномочия, отобрала бы водку у всех родителей маленьких детей, погнала бы работать всех попрошаек, запретила бы родителям содержать работоспособных детей... а потом бы пожалела об этом, потому что жизнь могут изменить только сами люди.