Найти тему

Возврат платежа за товары и услуги по подписке

Оглавление

Должен ли продавец вернуть деньги за услуги и товары, когда покупатель от них отказывается?

Здесь всё значительно проще, чем в ситуации с лицензий, которую мы рассматривали в предыдущей статье.

Если услуги и товары предоставляются на рынке B2B, то обе стороны - юридические лица, а значит всё происходит в соответствии с заключенным договором и положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

А если услуги и товары предоставляются на рынке B2C, то лицо, купившее подписку на товары или услуги, является прежде всего потребителем, а значит в игру вступает Закон о защите прав потребителей.

Услуги

Статья 32 Закона о защите прав потребителей определяет, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Предусмотреть в договоре невозможность отказа от договоре нельзя, в силу статьи 16 данного закона, так как это ущемляет права потребителя.

Это значит, что пользователь, приобретающий подписку на услуги может отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке и исполнитель должны вернуть предоплату за вычетом стоимости уже оказанных услуг и документально подтвержденных расходов на исполнение договора.

Товары

В случае приобретения физическим лицо товаров по подписке, будет действовать статья 26.1. Закона о защите прав потребителей - дистанционный способ продажи товаров, где в части 4 однозначно определено условие, что потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, после передачи товара - в течение 7 дней, а если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара - потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

При этом, продавец должен возвратить цену товара, за вычетом документально подтвержденных расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара - в срок не позднее чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования о возврате товара.

При этом, товар должен быть:

- надлежащего качества;

- сохранены его товарный вид и потребительские свойства;

- товар надлежащего качества, имеющий индивидуально-определенные свойства и может быть использован исключительно потребителем.

Обращу внимание, что если требования, предъявляемые потребителем в рамках закона о защите прав потребителей не удовлетворены исполнителем / продавцом в добровольном порядке, то в этом случае спор может быть разрешен исключительно судом. А это может повлечь неустойку, возмещение убытков и морального вреда, расходов потребителя на решение спора, а также штраф 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

***

В серии наших небольших статей статье рассмотрен общий подход. Каждую ситуацию, каждый бизнес и ИТ-проект надо рассматривать индивидуально, анализировать суть отношений и практику. Не существует панацеи от всех юридических проблем. Только могу сказать точно, что многие проблемы - можно разрешить заранее грамотным и понятным договором.

Если возникли вопросы - обращайтесь к нам, мы с радостью проконсультируем и составим нужные документы.

Берегите себя, бизнес и пользуйтесь правильными договорами :)
С уважением,
Журлов Никита,
проект ITdoc