Найти тему
Бизнес-клуб «Атланты»

Адаптация сотрудников: как помочь новичкам влиться в коллектив

Оглавление

Какие бы профессиональные кадры ни приглашала компания, эффективность этого решения может оказаться очень низкой. Причина банальна: новые сотрудники не могут адаптироваться к работе мгновенно и теряют ценное время. Процесс «вливания» в коллектив может растянуться на несколько месяцев. Как сократить сроки?

Почему новые сотрудники малоэффективны

Любой выход из зоны комфорта – это стресс для человека, как бы стойко он внешне не реагировал. Смена работы – для абсолютного большинства связана с эмоциональной встряской. Первое время мысли человека занимают совсем не рабочие процессы. От банального «где бы тут пообедать» до «сколько будет занимать моя дорога от дома до офиса?».

Процесс «вливания» в коллектив может растянуться до года.

Для чего проводить адаптацию персонала

Адаптация важна, чтобы снизить текучесть кадров, а также трудозатраты на обучение новых сотрудников.

Если вы часто нанимаете персонал, их хронический стресс и низкая эффективность могут превратиться в системную проблему. Особенно неприятно, когда речь идёт о высококвалифицированных специалистах, от которых собственник бизнеса ждёт отдачу здесь и сейчас.

Что происходит, когда работнику не удаётся освоиться за какой-то период времени – «точка кипения» у каждого своя? Кто-то начнёт подыскивать себе другую, более комфортную должность. А кто-то останется, но продолжит совершать ошибки до тех пор, пока вы сами не решите с ним расстаться.

Что такое адаптация сотрудников

Адаптация персонала – это комплекс мер, который направлен на ускорение «включения» нового сотрудника в структуру компании и коллектив. Часто также используется термин «онбординг», от английского onboarding.

Адаптация обязательно включает в себя:

· профессиональную сферу: ознакомление с новым кругом обязанностей с учётом организационной структуры компании, инструментарием;

· социальную: принятие миссии компании, её ценностей, интеграция в коллектив;

· физическую: новый график, другое время в пути на работу, новый распорядок дня;

· сферу личной жизни: новая работа может заставить сменить привычки, хобби;

· психологическую: борьба со стрессом.

План онбординга персонала

В первую очередь определите, кто будет нести ответственность за исполнение плана, – HR или непосредственный руководитель. Возможно, структура вашей компании позволяют иметь штатную должность специалиста по адаптации.

Основные этапы онбординга:

1. Введение в организацию. Знакомство с миссией, основными целями, управленческой вертикалью, правилами, финансовыми условиями.

2. Введение в подразделение. Личное знакомство с коллегами, устройством подразделения, рабочим графиком и местом.

3. Введение в должность. Ознакомление с должностными обязанностями, зоной ответственности.

Практические рекомендации по адаптации сотрудников

Обязательно представьте новичка его коллегам и каждого человека в отделе новому сотруднику.

Покажите прибывшему, где зоны отдыха, приёма пищи, курения. Ознакомьте с распорядком и графиком.

Заранее подготовьте рабочее место.

Обязательно получайте обратную связь от новых людей: что не нравится, где возникают проблемы. Поначалу это стоит делать каждый день, потом раз в неделю.

Представьте новичку человека, к которому он незамедлительно может обратиться в случае проблем.

Применяйте нестандартные решения. Например, можно сделать новому члену коллектива символический недорогой подарок, пригласить на обед с руководством.

Что если адаптация не работает

Не всем удается адаптироваться в коллективе: 100% результата не даст ни один план онбординга, даже самый подробный. Чаще всего это происходит из-за несоответствия фундаментальных ценностей человека и компании. В этом случае можно только порадоваться, что вы оба поняли это на начальном этапе.

При кажущихся дополнительных расходах, адаптация сотрудников выгодна собственнику бизнеса. Во-первых, новые специалисты быстрее начинают приносить пользу компании. Во-вторых, вы перестаёте учить персонал, который потом уходит, так и не влившись в коллектив. Впрочем, не стоит бояться, что вы обучите сотрудника, а он всё-таки уйдёт в другую компанию. Гораздо хуже, если вы не научите, а он останется.

А в вашей компании принято проводить адаптацию новых сотрудников? Как это происходит?