Какие бы профессиональные кадры ни приглашала компания, эффективность этого решения может оказаться очень низкой. Причина банальна: новые сотрудники не могут адаптироваться к работе мгновенно и теряют ценное время. Процесс «вливания» в коллектив может растянуться на несколько месяцев. Как сократить сроки?
Почему новые сотрудники малоэффективны
Любой выход из зоны комфорта – это стресс для человека, как бы стойко он внешне не реагировал. Смена работы – для абсолютного большинства связана с эмоциональной встряской. Первое время мысли человека занимают совсем не рабочие процессы. От банального «где бы тут пообедать» до «сколько будет занимать моя дорога от дома до офиса?».
Процесс «вливания» в коллектив может растянуться до года.
Для чего проводить адаптацию персонала
Адаптация важна, чтобы снизить текучесть кадров, а также трудозатраты на обучение новых сотрудников.
Если вы часто нанимаете персонал, их хронический стресс и низкая эффективность могут превратиться в системную проблему. Особенно неприятно, когда речь идёт о высококвалифицированных специалистах, от которых собственник бизнеса ждёт отдачу здесь и сейчас.
Что происходит, когда работнику не удаётся освоиться за какой-то период времени – «точка кипения» у каждого своя? Кто-то начнёт подыскивать себе другую, более комфортную должность. А кто-то останется, но продолжит совершать ошибки до тех пор, пока вы сами не решите с ним расстаться.
Что такое адаптация сотрудников
Адаптация персонала – это комплекс мер, который направлен на ускорение «включения» нового сотрудника в структуру компании и коллектив. Часто также используется термин «онбординг», от английского onboarding.
Адаптация обязательно включает в себя:
· профессиональную сферу: ознакомление с новым кругом обязанностей с учётом организационной структуры компании, инструментарием;
· социальную: принятие миссии компании, её ценностей, интеграция в коллектив;
· физическую: новый график, другое время в пути на работу, новый распорядок дня;
· сферу личной жизни: новая работа может заставить сменить привычки, хобби;
· психологическую: борьба со стрессом.
План онбординга персонала
В первую очередь определите, кто будет нести ответственность за исполнение плана, – HR или непосредственный руководитель. Возможно, структура вашей компании позволяют иметь штатную должность специалиста по адаптации.
Основные этапы онбординга:
1. Введение в организацию. Знакомство с миссией, основными целями, управленческой вертикалью, правилами, финансовыми условиями.
2. Введение в подразделение. Личное знакомство с коллегами, устройством подразделения, рабочим графиком и местом.
3. Введение в должность. Ознакомление с должностными обязанностями, зоной ответственности.
Практические рекомендации по адаптации сотрудников
Обязательно представьте новичка его коллегам и каждого человека в отделе новому сотруднику.
Покажите прибывшему, где зоны отдыха, приёма пищи, курения. Ознакомьте с распорядком и графиком.
Заранее подготовьте рабочее место.
Обязательно получайте обратную связь от новых людей: что не нравится, где возникают проблемы. Поначалу это стоит делать каждый день, потом раз в неделю.
Представьте новичку человека, к которому он незамедлительно может обратиться в случае проблем.
Применяйте нестандартные решения. Например, можно сделать новому члену коллектива символический недорогой подарок, пригласить на обед с руководством.
Что если адаптация не работает
Не всем удается адаптироваться в коллективе: 100% результата не даст ни один план онбординга, даже самый подробный. Чаще всего это происходит из-за несоответствия фундаментальных ценностей человека и компании. В этом случае можно только порадоваться, что вы оба поняли это на начальном этапе.
При кажущихся дополнительных расходах, адаптация сотрудников выгодна собственнику бизнеса. Во-первых, новые специалисты быстрее начинают приносить пользу компании. Во-вторых, вы перестаёте учить персонал, который потом уходит, так и не влившись в коллектив. Впрочем, не стоит бояться, что вы обучите сотрудника, а он всё-таки уйдёт в другую компанию. Гораздо хуже, если вы не научите, а он останется.
А в вашей компании принято проводить адаптацию новых сотрудников? Как это происходит?